TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя. Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт . . .

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

14.05.2022
11:23

Опозоривший фамилию Врубеля

    Попытаюсь разобраться в себе. Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти . . .

13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

12.05.2022
20:35

Спор с автором термина «конструктивизм»

    Его фамилия – Ган. Он в недоумении в 1922 году: "С закреплением завоеванного в области политической, с подходом к революционным задачам по организации народного . . .

11.05.2022
20:11

И скучно, и грустно…

    Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами. Скучная лампа моя зажжена, Снова глаза мои мучит . . .

09.05.2022
18:08

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

     

    Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он в последней глубине души предчувствовал, что у него ничего не получится, и потому так рвал глотку. Это был одновременно и крик надежды, и крик безнадёжности. И его подсознательный идеал настоящего социализма так и не осуществился. Через 11 лет после его смерти наступила реставрация капитализма.

    (Настоящим социализмом я называю ежедневно увеличивающуюся самодеятельность за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения самого государства, что означило б наступление коммунизма. Не то, чтоб это Высоцким осознавалось. Тогда он был бы творцом не неприкладного {испытывающего сокровенное} искусства. Тогда он был бы творцом искусства прикладного, усиливающего в общем-то знаемые эмоции, каковыми и являются большинство песен. Я сам долгое время имел такой идеал почти в подсознании, можно сказать. Лишь недавно я случайно услышал, что Ленин не был государственником до Октябрьской революции, чему свидетельством является его книга “Государство и революция”, написанная непосредственно перед революцией. Услышав это я взял – впервые – эту книгу читать. И – диво – так и оказалось. Он писал, что государство при социализме – всё более и более отмирающее государство. Лишь взяв власть, Ленин стал за централизм. А в меня идеал настоящего социализма я не знаю, каким образом проник, и я стал стихийным левым шестидесятником. Вот и в Высоцком он пребывал в подсознании.)

    И точно то же было у Р. Берени при очень скоро потерпевшей поражение Венгерской революции 1919 года. Высоцкий – хрипел, чуть не срывая голос и чуть не умирая прямо на сцене. А Берени – смотрите, как искажал натуру.

    Берени. К оружию! 1919. Плакат.

    Поражением этой революции веет от героического пафоса плаката. И “в лоб” поражение не изображено. Наоборот, такая страсть изображена, что она внушает скорую победу. Та и была – поначалу. Правда, на части территории Венгрии.

    А вот когда настало поражение, у эмигрантов-революционеров пафос дошёл до истошности экспрессионизма. Только не обычного – с крайним корёжением натуроподобия ужасностями, а до экспрессионизма необычного – с крайним корёжением натуроподобия прекрасностями.

    Ласло Мохой-Надь. Пейзаж с домами. 1919. Доска, масло.

    Не про это ль тут:

    "Новорожденному обществу придется отказаться от заблуждения, будто отдельные страны должны изготовлять только сельскохозяйственные или промышленные изделия. Оно должно будет полагаться на само себя в деле производства продуктов питания и в добыче многих, если не всех сырьевых материалов. Ему придется найти средства и пути соединить сельское хозяйство с фабричным производством – работы в поле с децентрализованной промышленностью” (Кропоткин. Поля, фабрики и мастерские. https://aitrus.info/node/93).

    Лайош Кашшак. Конструктивистская композиция. 1923. Трафаретная печать, бумага.

    Что это? Сверхорганизованный завод, в сверхбудущем перейдущий в собственность работающих на нём?

    "Л. Кашшак провозглашал идею единства технической цивилизации и искусства… он "освобождал души" во имя "интересов человечества"” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1776-alx1.pdf).

    Кашшак. Живописная архитектура. 1923.

    Этак удаётся как-то оградить хотя бы происхождение конструктивизма как неприкладного искусства (первосортного, рождённого подсознательным идеалом) от последовавшего вскоре после его рождения опошления этого стиля до искусства прикладного (второсортного) рождённого исключительно в сознании – замыслом.

    Это рок какой-то над неприкладным искусством висит: очень трудно художнику удержаться на высочайшем уровне тончайшего выражения ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Скатывается в прикладное или даже в околоискусство довольно скоро.

    Смотрите, до чего через 2 года докатился Мохой-Надь.

    Мохой-Надь. Телефонные картины. 1922.

    ""В 1922 г. я заказал по телефону фабрике вывесок пять картин из фарфоровой эмали. Передо мной была таблица красок фабрики, и я набросал свои эскизы на разграфленной бумаге. На другом конце провода у управляющего фабрикой была такая же бумага, расчерченная на квадраты. Под мою диктовку он размещал те или иные цвета в нужных местах”” (https://vk.com/doc114556091_438601679?hash=18661b447e1becc4be).

    И ведь тоже идея им двигала (замысел целиком из головы):

    "Им владела идея имперсональности и привлечения техники [тут – телефона, и машины для напыление краски на фарфор, и обжига] в качестве инструмента. Художник акцентирует монотонные окрашенные поверхности как плоские и гладкие, насколько возможно, - важна их внечеловеческая техничность” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1776-alx1.pdf).

    Или это левизна идеала способна так вырождаться – во внечеловеческое?.. Или это – по принципу “крайности сходятся” – превращение крайне левого в крайне правого. Совсем как германские нацисты были освобождены от морали в обращении с унтермэнчами. Но те хотя бы немцами (принявшими ж нацизм) не прикрывались, обороняясь от Красной Армии. А укронацисты теперь своими же прикрываются… Почему я верю сообщениям об этом? Потому что лично столкнулся с запредельной злобой этой публики.

    Схождение крайностей в данном случае психологически понятно. И левые, и правые считают себя солью земли, исключением сравнительно с другими людьми. Сверхлушими. Соответственно другие – хуже. Вот выведенная за всякие пределы лучшесть и доводит до аморальности (с точки зрения обычных людей).

    15 марта 2022 г.

     

     

08.05.2022
10:05

Кроксворд, регбус, большая промблема

    Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф “В Лаборатории конструктивизма: Холодные . . .

07.05.2022
16:43

Крах всех догм?

    Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы… Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они . . .

05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100