TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v

    Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)?

    Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910.

    В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” искусствоведческого генерала Сарабьянова, среди восклицаний и именования картин "съедобными”, прорвалось одно честное признание:

    ""Фрукты на блюде”, написанные в период разработки художником плоской живописи… Этот натюрморт – начало Машкова в жанре…” (https://artchive.ru/artists/1216~Ilya_Ivanovich_Mashkov/works/379616~Still_life_Fruits_on_a_platter_Blue_plums).

    То есть, понимаете, это начало пути к подсознательному идеалу бесчувствия**. Начало! Он пока даже не все фрукты сделал плоскими. Только левое яблоко и апельсин в центре, ну и более-менее все сливы. Для того же – обесчувствливания, так сказать – и расположение (в виде организованного геометрического построения): чтоб не хотелось взять и съесть и тем нарушить симметрию. Так хозяйка не подаёт фрукты гостям.

    Машков. Натюрморт с бегониями. 1910.

    Тут тяга изображать объёмное плоским заставила взять бегонию с такими узорами на листьях, какие б я посчитал выдумкой, если б не интернет.

    Зато у Машкова цвет этих листьев исключает возможность проявить объёмность. Ну и совершенно лишён здесь объёма зелёный мандарин, два оранжевых плода справа, и невнятны насчёт объемности фон и скатерть. Не ахти как объёмна и тарелка.

    Машков. Натюрморт с парчой. 1914.

    А тут – новая уловка обесчувстливания: сделать плохо отличимыми живые фрукты от нарисованных на парче. Кривые края вазы затрудняют восприятие её объёмным предметом. Невнятно прописанные овалы поверхности вина в графине и рюмке, а так же еле заметный край бокала – для того же. Малозаметны и овалы подставок рюмки и графина. Они теряются среди теней комков скатерти. На тарелке неспелая клубника совершенно плоска. Тыкву обычно сырой не едят, и она не к месту в наборе, если он – на тему еды. Но у тыквы рельефные доли на поверхности. Так интересно её взять и рельефность долей всё же смазать. Подстилка какая-то ворсистая – чтоб складки не выглядели слишком объёмными.

    И таким образом можно пройтись с комментариями и по другим натюрмортам раннего Машкова.

    Пейзаж тех лет тоже можно понимать пробуддистски.

    Машков. Пейзаж с домом. 1911.

    Тут со словом “пустота” ассоциируется всё: и холм в виде геометрически простого круга, и равнина, на которой нет ничего. Пусть снегом занесены оба – всё равно какое-то иномирие. То же с горами без складок и с домом без архитектурных элементов. Разнообразно только небо. Так оно едва ли не более невероятно, чем всё остальное. – Далеко это всё от нашего, обычного мира. А больше всего не стыкуется тёмная зелень со снегом.

    Моя совесть может немного успокоиться. Потому немного, что есть работы тех же лет, тоже со странными упрощениями, подчёркнутой нарисованностью вместо иллюзорности, но которые как-то не тянет толковать как именно образ идеала бесчувственности.

    Машков. Дама с контрабасом. 1915.

    Тут есть какая-то отстранённость и неприступность (хоть это жена художника) тут есть. Но контрабас, кресло, пол и особенно пианино вообще натуралистически нарисованы… А тыквы – зачем они сюда попали? Или как может контрабас и картина отбрасывать тень от концентрированного освещения справа, если справа не мыслится существование окна. К окну ж не ставят пианино… И почему стены, чем выше, тем парадоксально темнее? – Иномирие какое-то! Не в него ли улетела мечтой жена? Но почему тогда у неё так пылают щёки? Апсихологизм, что ли?

    Перебарывает слабенькое подсознательное (нирвану) модное осознаваемое – живописать абы как странно. Почему и называют Машкова авангардистом.

    Но нельзя ли вывернуть* всё-таки: в сознании художника апсихологизм, а в подсознании – вообще бесчувствие?..

    1 октября 2019 г.

    *- Нельзя. Пробуддизм у Машкова кончался.

    “Уже в середине 1910-х гг. самые внимательные из критиков обратили внимание на перемены вкусов и языка бубнововалетцев. “Чувство реальности вновь обретено”,- пишет Тугендхольд (Я.Тугендхольд. Выставка “Бубнового валета”. (Письмо из Москвы)//Речь.- 1914.- 13(26) 02,-№43.- С. 2)” (https://www.dissercat.com/content/tvorchestvo-khudozhnikov-bubnovogo-valeta-vtoroi-poloviny-1910-1950-kh-gg-sotsiokulturnye-i-).

    - Нельзя так нельзя. Хорошо хоть, что до того чувства реальности не было. – Ужас только в том, что я-то думал, что, раз впав в пробуддизм как крайнее разочарование, из него уже больше не выберешься. А получается, что вполне выбираются и из крайнего разочарования, плюя на начавшуюся войну.

    29.10.2019.

    **- Это можно и не идеалом бесчувствия объяснять, а просто бегством, как у Матисса, из техногенной цивилизации, к диким, les fauves, к простому народу. Зачем так далеко – аж в бесчувствие? Как факт:

    “…акцентирование пастозных свойств красочного слоя” (https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-periodizatsii-natyurmortnogo-tvorchestva-ili-mashkova).

    Грубость то есть, а не бесчувствие. Вон, протянул по инерции кисть с густой жёлтой краской дальше контура плода и потому с меньшим нажимом, так краска легла отрывающимися от мазка кусками.

    Это в такой картине:

    Машков. Натюрморт с ананасом. 1908.

    "…экспериментирует с формой холста… вслед за эстетикой народного творчества, выбирая овал” (Там же).

    - Но это может быть и дорогой к бесчувствию, да, через народную дикость, но дорогой. Всё-таки 1908 год, а не 1910. Не всё сразу.

    Концентрический повтор тоже ближе к нирване:

    "…“оберегающий круг”, мандала, издавна является средством против хаотических состояний дух” (https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4229/4232).

    А вот – ещё убойнее:

    "Композиция диктуется уже не столько согласованностью вещей в трёхмерном пространстве, сколько декоратино-пластическим строем самого полотна… построение которого… заявляет о себе громче, нежели предметы сами по себе, [что привело] к “натюрмортному” изобразительному стилю, трактующему все предметы, включая человеческое тело, как содержательно нейтральные” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf).

    30.10.2019.

    10.12.2019.

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100