TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

     

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна.

    И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, обнаружив, что объединение “Бубновый валет” (а писали они нарочито грубо) составили люди с явно подсознательным (раз они изогрубияны) идеалом нирваны (бесчувствия).

    Вот возьму и загоню себя в угол: возьму абы какое произведение Машкова и попробую его истолковать самым неожиданным образом для общепринятого мнения (авангардисты, мол, то есть активисты) – как пробуддизм. Точнее, найду резоны к нему подвести.

    Машков. Натюрморт с лошадиным черепом. 1914.

    Отталкиваться тут я буду от того, что когда-то навело меня на пробуддизм у них – на гипнотизирующее нечто. Для медитации надо сосредоточиться на чём-то одном, чтоб остальное ушло из поля внимания. Гипнотизёры пользуются блестящим шариком. Блестящие предметы тут есть. Но они связаны с едой. В кастрюле, тазу, кофейнике – варят. Это – активность. Зато череп – пассивность. – Вот и сравним, какое место на картине самое светлое: связанное с активностью или с пассивностью.

    Возьмём блик на тазу, на кастрюле и на кофейнике и сравним его по светлоте с белыми зубами черепа (предметы я рассматриваю в порядке идеологически ожидаемой мною всё большей светлоты; белый цвет имеет каждого из основных цветов по 255 едини).

    предмет количество цвета

    красного

    жёлтого

    синего

    сумма

    таз

    221

    229

    110

    560

    кастрюля

    231

    231

    207

    669

    кофейник

    248

    250

    249

    747

    зуб черепа

    223

    236

    208

    667

    Опыт не удался. Я, может, целился на одну точку для замера, попал на другую.

    Сделаем другой опыт. Уменьшим яркость до минимума, а контраст увеличим до максимума, а в получившемся сделаем яркости максимум, а контрастности много.

    Зубы сравнялись с кофейником.

    А по площади светлого – череп и без замеров видно, что он самый большой.

    Если сочтёте, что подведение притянуто за уши, то учтите неожиданность помещения среди жизнеобеспечивающих предметов (кроме названных, ещё сливы, глечик, амфора и бутыль-фляга типа )… лошадиного черепа.

    Но хорошо. Пусть не убеждает. – Возьмём гипнотизирующее.

    Машков. Автопортрет. 1911.

    Лаконизм, превалирующие холодные оттенки могут говорить о бесчувствии как идеале, сокрытом от сознания? – Могут. Само слово “со-чувствие” ассоциируется с теплотой. А уж нарочитый лаконизм – тем паче. А вот как он осмелился себе один глаз нарисовать в два раза больше, чем другой? Или усы не такие, какие носил?

    Не иначе, как потворствовал чему-то не действительному в своей раскованности от впечатлений действительности. Мне хочется воспользоваться таким о нём словосочетанием: "искусством, ничего не выражающим” (http://art-portal.tilda.ws/page1871810.html), чем достигалось "сознательное избегание психологизма” (Там же). – А что такое отсутствие психологизма в портрете, как не живописание бесчувствия. В сознании – отсутствие психологизма, в подсознании – более радикальное: нирвана.

    На картине обозначен сильнейший ветер: вытянулся в струнку ветроуказатель (они бывают не полосатые),

    круто загибается к горизонтали дым из трубы корабля, волны выстроились в ряды.

    А портретируемому хоть бы что за поднятым воротником шубы и в папахе. Он ничего плохого не чувствует. Не чув-ствует! – Подсознание распорядилось или сознание? – Я хочу думать, что подсознание. Сознание требует лаконичности, то есть однообразия волн, и апсихологичности, независимости настроения, психологии от погоды.

    Я думаю, что не шибко подгонял анализ под заведомо известный синтез.

    30 сентября 2019 г.

     

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100