TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.09.2021
08:43

Искусствоведение – наука, а я – миниучёный в ней

    Возьмём высказывания безусловного авторитета в учёном мире, академика Мигдала, и сравним со мной. Мигдал: "…построения в физике требуют постоянного . . .

15.09.2021
14:00

Разоблачение Дали

    Всё можно понять. Если не по себе, то по противоположности себе.

    Поэтому я начинаю с себя.

    Проникновение молодёжной контркультуры с Запада в СССР началось с 50-х годов. Для меня это был танец буги-вуги. Это был танец свободы.

    А я был воспитан в духе, противоположном Свободе, - в духе Порядка.

    Почему так получилось? По многим причинам. Я был хиляк, последний человек в классе. (Меня почти случайно {попался хороший врач в нашей заброшенности} спасли от смерти во младенчестве, и сказали, чтоб до 5-ти лет мне была организована оранжерейная обстановка.) Потом семья жила, потеряв главу в войну, очень бедно. Мне не купили ни коньков, ни велосипеда. Сдерживание себя во всём стало моим внутренним законом на всю жизнь. От привычки мне легко так жить и, наоборот, очень трудно жить противоположно. И я стал жить свободно-по-своему. Без вранья кому-то и себе. А буги-вуги требовали внутренней раскованности. У меня её не было, и у меня хватило силы воли не поддаться и не притворяться.

    Дали – моя противоположность. И притворяться ему было – раз плюнуть. Он, если я не ошибаюсь, потому открыл так называемый новый импрессионизм. Того формула: хвала (светловидностью) абы какой (тема) жизни. Дали отбросил “абы какую” и заменил её на радостную. Из семи моих статей о нём я лишь в одной вывел его искренность.

    И потому не верю искренности выражения, скажем, горя из-за смерти жены, если правда, что он для такой картины начитался математической теории катастроф.

    С настоящими художниками наоборот бывает: сперва в работе психология, а потом кто-то усматривает там математику.

    Я не знаю, в какой последовательности скульптор античности, вырубая Венеру Милосскую или Аполлона Бельведерского, читал трактат о золотом сечении. Но то, что пишут про Поллока – меня потрясает.

    Жизнь этого бедняги вначале пришлась на Великую депрессию. И характер у него был строптивый (противоположный моей покладистости). Ему, наверно, не было проблемы расковаться, танцуя буги-вуги. Вот он и как бы танцевал соответственно над огромными своими картинами, поливая их красками разной густоты и цвета. И выражал тем отдаление "человека от его конкретных интересов” (https://natural-colours.livejournal.com/43730.html). Искренно. Ощущая полную “свободу от”. Что есть ницшеанство с его подсознательным побегом из этого скучного-скучного-скучного мира правил и причинности в иномирие какое-то метафизическое, чтоб не быть, как ТУТ, физическим.

    Поллок. Водные тропы. 1947.

    И только потом учёные вывели (если можно этому поверить), что разные струи краски при движении Поллока подчиняются четырём формулам (https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0223706):

    где (тут гуглоперевод, и кое-что переведено непонятно) Ω - частота наматывания, ν - кинематическая вязкость жидкости, g - ускорение свободного падения, h - высота, с которой жидкость выходит, Q - объемный расход жидкости, d - диаметр нити на высоте H.

    Пишут, что благодаря этим формулам, распознают подделки под Поллока.

    Хочется верить, что и в античности не собственно художники вывели отношение золотого сечения. В противном случае их нельзя называть художниками.

    Самого Поллока надо лишить этого звания для работ, которые он выполнял тогда, когда каким-то образом заучил характер своих движений при поливании холста красками.

    Так что прав и не прав, например, художник Котельников, отождествляя математику и чувство гармонии. Если главой процесса была у него в некой картине математика, то он не художник, если главой было чувство некое, называемое им гармонией, то он художник. Только проверить невозможно ни то ни другое.

    С Дали просто. Он прокололся, сказав, что он читал теорию катастроф (где какой-то из вариантов катастроф графически напоминает ласточкин хвост). Его последняя работа содержит этот ласточкин хвост как абрис его, Дали, лица, горюющего, мол, по умершей жене. – Значит, Дали не художник (что много чем подтверждается).

    Поэтому репродукцию его последней работы можно (тенденциозно) не демонстрировать. В наказание за то, что дурил людей.

    20 августа 2021 г.

14.09.2021
09:04

Что он есть такое – восторг художника?

    Он почти объективно существует. Смотрите, как его описывает Александр Якимович. Будто воочию видит: "Если вспомнить, как Толстой был недоверчив к власти, к . . .

13.09.2021
08:00

Разомнём тайну Замятина

    Я как-то в растерянности: радоваться, что революции в Западной Европе в 19 столетии как-то сбили Маркса с толку, и он не додумал, что массовое производство (которое . . .

12.09.2021
09:46

Коль Астафьев нечестен политически, передаётся ль это на творчество?

    Через несколько строк начала замечаю странность. Как можно, - в средней, думаю, полосе России, - быть и в сандалиях, и в пальто? Кто меня знает, знает, что я ищу . . .

11.09.2021
19:28

Мазохизм

    Я родился и долго прожил в провинции. Семья моя – низы в советском обществе. Сам СССР был с огромной отсталостью в гуманитарной области. Я не мог не вырасти с . . .

10.09.2021
07:33

Верю!

    Сперва я написал такой комментарий под статьей: "Я из разных теорий вывел, что стыдно художнику выражать радость жизни, ибо радость жизни получается выраженной . . .

09.09.2021
14:01

Я впечатлён

    Впечатлён я словами мультипликатора Юрия Норштейна: "Самое трудное в живописи – отказаться от выученного знания и вновь открыть в себе “неумение”… Будто и не . . .

06.09.2021
09:33

Настаиваю на формуле импрессионизма

    Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – . . .

05.09.2021
09:05

Вещь, сделанная для самой себя

    Так, как в названии, Мукаржовский начинает разбираться, что такое изобразительное искусство. – Полная-де независимость от идеологии. Два века засилья идеологии в . . .

04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100