TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.09.2021
08:43

Искусствоведение – наука, а я – миниучёный в ней

    Возьмём высказывания безусловного авторитета в учёном мире, академика Мигдала, и сравним со мной. Мигдал: "…построения в физике требуют постоянного . . .

15.09.2021
14:00

Разоблачение Дали

    Всё можно понять. Если не по себе, то по противоположности себе. Поэтому я начинаю с себя. Проникновение молодёжной контркультуры с Запада в СССР началось с 50-х . . .

14.09.2021
09:04

Что он есть такое – восторг художника?

    Он почти объективно существует. Смотрите, как его описывает Александр Якимович. Будто воочию видит: "Если вспомнить, как Толстой был недоверчив к власти, к . . .

13.09.2021
08:00

Разомнём тайну Замятина

    Я как-то в растерянности: радоваться, что революции в Западной Европе в 19 столетии как-то сбили Маркса с толку, и он не додумал, что массовое производство (которое . . .

12.09.2021
09:46

Коль Астафьев нечестен политически, передаётся ль это на творчество?

    Через несколько строк начала замечаю странность. Как можно, - в средней, думаю, полосе России, - быть и в сандалиях, и в пальто? Кто меня знает, знает, что я ищу . . .

11.09.2021
19:28

Мазохизм

    Я родился и долго прожил в провинции. Семья моя – низы в советском обществе. Сам СССР был с огромной отсталостью в гуманитарной области. Я не мог не вырасти с . . .

10.09.2021
07:33

Верю!

    Сперва я написал такой комментарий под статьей: "Я из разных теорий вывел, что стыдно художнику выражать радость жизни, ибо радость жизни получается выраженной . . .

09.09.2021
14:01

Я впечатлён

    Впечатлён я словами мультипликатора Юрия Норштейна: "Самое трудное в живописи – отказаться от выученного знания и вновь открыть в себе “неумение”… Будто и не . . .

06.09.2021
09:33

Настаиваю на формуле импрессионизма

    Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – . . .

05.09.2021
09:05

Вещь, сделанная для самой себя

    Так, как в названии, Мукаржовский начинает разбираться, что такое изобразительное искусство. – Полная-де независимость от идеологии. Два века засилья идеологии в . . .

04.09.2021
09:48

В просаке?

    Я буду писать так, будто публика уже начиталась меня и знает, что такое у меня ницшеанец. Страшный человек. Абсолютно неудовлетворённый ничем на Этом свете, и . . .

03.09.2021
09:55

Естественным образом консенсус сословий невозможен

    Зная, какие странности ввёл в 1833 году в свои большие произведения Пушкин (в “Анджело” – неопределённое время, в “Пиковую даму” и в “Медный всадник” – мистику) . . .

02.09.2021
14:53

В бесконечности бредущий Бродский

    Хорошо бы умереть вдруг и не терять ясности сознания до самой смерти. Я б тогда так бы и прожил до конца, делая то, что каждый день делаю: пишу статьи в защиту такого . . .

01.09.2021
18:17

Почему гремело имя Рафаэля

    Достаточно посмотреть, какие иконы висели в домах итальянцев 16 столетия, чтоб понять, почему гремело имя Рафаэля. Богородица Одигитрия, 16 век, Венеция. Мадонна . . .

31.08.2021
08:23

Зануда

    Художник, мысли которого я буду телепать, не должен быть назван. Он может обидеться, если я их не угадал. А его работу я должен продемонстрировать, чтоб быть . . .

30.08.2021
07:53

Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар

    С чем я согласен – что "в картинах Яны заявка на высокохудожественность” (https://klauzura.ru/2021/08/pro-zhivopis-yany-ezar/). Или я должен сначала предупредить, что я эстетический . . .

29.08.2021
18:05

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

29.08.2021
18:04

Мне больше повезло (о Джорджоне)

    У меня, вижу, явочным порядком прорезается серия, прямо противопоставляющая писания мои с писаниями других по одному и тому же поводу. Противопоставление состоит . . .

28.08.2021
09:12

Одна литературовед…

    Перед чтением данной статьи я рекомендую прочесть рассказ Борхеса “Фунес, чудо памяти" (1942). Он ультракороткий. . Одна литературовед пеняла мне, что у меня нет . . .

27.08.2021
18:10

Увы, поучение

    Была такая громада в культуре – Бахтин. Он причинил огромный вред литературо- и искусствоведению, введя в науку понятие “большое время”. Он освятил такое обычное явление в культуре, как иное понимание произведений искусства в разное время. Отсюда недалеко и до мнения, что верно, что каждый понимает художественное произведение по-своему. А это плохо, а не хорошо.

    Не то, чтоб я стоял за шаблон и законченность в понимании искусства. Нет! У каждого могут и обязаны в понимании быть нюансы. Но они ДОЛЖНЫ быть в долине того русла реки-произведения, которое этой реке-произведению придал автор.

    Вот образчик того, как из долины вырываются.

    "Когда — то я считала, что Татьяна Ларина поступила неправильно, оставшись с мужем и отвергнув ухаживания любимого. Мне казалось, что из троих двое были бы счастливы. Сегодня большинство женщин сделало бы выбор в пользу Онегина. Но строгие правила дворянской чести не позволяли Татьяне рисковать репутацией своего рода и репутацией мужа. Её решение было единственно возможным. Выбора у неё просто не было.

    Во времена Пушкина было и другое отношение к возрасту. О матери Татьяны Онегин говорит:

    “А кстати: Ларина проста,

    Но очень милая старушка”

    Этой “милой старушке” было лет 36. Сегодня в этом возрасте некоторые только замуж выходят. Сейчас “в 40 лет жизнь только начинается”.

    И старухе из “Сказки о рыбаке и рыбке”, которая прожила со своим мужем тридцать лет и три года, было около пятидесяти. Тоже ещё хотелось покуролесить женщине. Что она хорошего видела в жизни? Когда появилась возможность эту жизнь изменить, старуха случай не упустила. Её можно за это осуждать? Да! Она вернулась к прежней жизни. Но теперь, сидя у разбитого корыта, ей было что вспомнить! Она же пожила на полную катушку! Молодец!

    Вот и получается, что современный человек более свободен: он не размышляет о нравственности и не ограничен рамками понятий о чести и достоинстве. Сейчас решающую роль играют личная выгода и собственное благополучие. Современному молодому человеку трудно понять душевные терзания героев произведений Александра Сергеевича Пушкина, и идея автора может сильно искажаться” (https://klauzura.ru/2021/08/replika-pushkin-chto-izmenilos/#comment-55321).

    И вот, как я на это ответил:

    "Вы продемонстрировали то, что называется “наивно-реалистическое” восприятие художественного произведения. То есть для вас персонажи (условность) не отличаются от живых людей. И вы о персонажах судите, как о живых людях, а не как об условных приспособлениях, придуманных автором для того, чтоб донести до вашего подсознания подсознательный идеал свой.

    Что Пушкин движим был подсознательным идеалом (вдохновением иными словами) свидетельствует, например, одно его письмо, в котором он жалуется, что его Татьяна “удрала” неожиданную для него штуку (не помню, что именно).

    Факт тот, что созданием текста произведения распоряжалось НЕ ТОЛЬКО сознание поэта.

    Наука о литературе, хотя и не признаёт пока категорию “подсознательный идеал”, практически как бы следует ему. И, например, из работы Лотмана о “Евгении Онегине” понятно, что содержанием вдохновения Пушкина тогда было, после горького разочарования в том, что историей правят великие люди в добрых намерениях, ощущение, что историей, вообще жизнью, Добро не правит. Не то, чтоб правило Зло. Но что точно – это что Добро в малой степени.

    Для выражения этой (подсознательной) идеи Пушкин не мог сделать счастливым конец. Для этого он сделал Татьяну не обычной женщиной, а пассивной демонисткой. Для неё в жизни царит Зло. И от жизни можно только бежать. (А мне, Онегин, пышность эта, / Постылой жизни мишура, / Мои успехи в вихре света, / Мой модный дом и вечера, / Что в них?) Она ПОТОМУ и Онегину отказывает.

    А не из-за верности долгу.

    Было б для Пушкина изменой себе, если б он, тоже разочарованный (но не так сильно, как Татьяна), вернул бы Добру силу и заставил бы Татьяну быть верной женой.

    Вот ТАК надо рассуждать о “Евгении Онегине” (да и о “Сказке о рыбаке и рыбке”), если не задерживаться на детском уровне восприятия искусства”.

    10 августа 2021 г.

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100