TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

26.01.2021
13:41

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:39

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:37

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

24.01.2021
20:48

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение . . .

24.01.2021
00:47

Ура профанам! О музыке Высоцкого

    Я не только не имею музыкального образования, но и лишён какого-то умения связывать видимое со звучащим. Это обнаружилось, когда один уличный музыкант, около . . .

22.01.2021
21:55

Психологически: откуда у футуристов энергия искажения

    Я не успокаиваюсь, пока мне не становится ясной психологическая причина возникновения вдохновения художника. С другой стороны мне ясно, что вдохновение – суть . . .

21.01.2021
22:36

Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года

    Дилижан, лирическое вступление Когда-то, лет 60 назад, я время измерял от отпуска до отпуска. А отпуска знаменовались, каждый, своей женщиной. Дома не только некуда . . .

20.01.2021
15:47

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

     

    Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от бурь-неба.

    Пуссен. Пейзаж с Геркулесом и Какусом. Около 1660 года.

    Хорошо ли это соотносится с Абсолютом Благой Природы пантеистической веры?

    И ещё…

    Только придётся некое отступление сделать…

    Я заимствовал себе для руководства (преобразовав) теорию Шмита о синусоподобной повторяемости в веках идеостилей, всегда по кругу повторение, мол, идёт. Индивидуализм → гармония индивидуального с коллективным → коллективизм → гармония коллективного с индивидуальным → индивидуализм.

    Так идеал Лоррена, современника Пуссена и тоже представителя классицизма (см. тут), получился у меня на точке гармонии, на восходящей ветви СИИ (Синусоиды изменения идеалов, я молчаливо счёл, что все её представляют развёртывающейся слева направо с коллективизмом вверху и индивидуализмом внизу). Идеал этот – оптимистический. Точнее – с верой, что достигнут он будет в скором историческом будущем (уже вон, мол, в гармонии верха и низа находится).

    А у Пуссена, получается, идеал уже достигнут (коллективизм).

    Разнобой с Лорреном.

    Хорошо ли?

    Есть и ещё сомнение. Трудно выразимое.

    Движение по СИИ происходит из-за борьбы, в общем, коллективизма и индивидуализма. Абсолютной победы коллективизма, государственности, монархии быть не может. Сам вид синусоиды это показывает. Почему происходит верхний перегиб? – Потому что начинает перевешивать индивидуализм. Потому что коллективизм ослабел. Как же картину “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” считать образом Абсолюта и вечности монархии? Логичнее подход к верхнему перегибу называть идеалом типа трагического героизма. Коллективизм тогда истерически-наивно считает, что вот-вот и победит, но в глубине души предвидит поражение. Самый перегиб начавшееся поражение уже и означает.

    Может именование “героический пейзаж” означать должен не то, что вблизи перегиба СИИ? А на середине подъёма? Как и у Лоррена?

    Там героизм ещё полон сил. Чем дальше во времени и по СИИ от середины подъёма её, тем сила коллективизма становится меньше. Тем больше его трагизм. И именно в середине он совершенно самонадеян и силён.

    Вон, на картине… Люди ж никак не участвуют в делах скалы-защитника. Геркулес же, наступив на пах Какуса, закричал, наверно, победно. А кто на этот крик оглянулся? Никто.

    Или невыделенность Геркулеса цветом предполагает, что он не кричит. А самодостаточен. Скала и есть скала тем, что ни с кем не общается. Ограждает и всё. И в том её Абсолют.

    Тогда всё сходится. И можно перестать сомневаться.

    Надо просто слова “героический пейзаж” заменить на “пейзаж доминирования”.

    Вот в природе доминирование каково? Доминант доказал свою силу и всё – больше ему её доказывать сколько-то времени не надо. Все помнят, что доказал. Все занимаются своими частными делами, и он их тоже не трогает. Тучи себе клубятся в небе, вода себе стоит зеркалом, люди копошатся себе: кто рыбу ловит, кто купается. И никто не оглядывается на доминанта. А тот естественно царит сам в себе.

    Не то же ли самое в более ранней картине, тоже называемой героической?

    Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649.

    Тут из мифа извлечено доминирование мелодией игры на флейте Полифема.

    "Далеко в море вдавался скалистый холм, он круто обрывался к вечно шумящим волнам. Полифем часто приходил со своим стадом на этот холм. Там он садился, положив у ног дубину, которая величиной была с корабельную мачту, доставал свою сделанную из ста тростинок свирель и начинал изо всех сил дуть в нее. Дикие звуки свирели Полифема далеко разносились по морю, по горам и долинам” (https://narodstory.net/mif-drevney-grecii.php?id=129).

    Пуссен просто “дикие” заменил на “чудные” и заставил всю природу им внимать и вторить.

    "Строгая организованность композиции подчеркнута ритмическими соответствиями и повторами…” (https://gavrilin-dshi.ru/strany/pejzazh-s-polifemom-nikola-pussen-1649.html).

    Всё – как крылья чаек (5 штук их кружит около скал). Как волны музыки Полифема.

    Можно сказать, что Полифем своей музыкой доминирует тут, хоть всё и вся тут занимаются своим делом, как и в предыдущей вещи. Кто нежится, кто за ними подсматривает, кто пашет, кто в горелки играет. Чайки летают себе. Кусты и деревья растут, горы стоят, облака клубятся. И всё – пронизано естественностью волн, возведённой в одушевлённость.

    Образ доминирования монарха, никого не стесняющего, пока все лояльны.

    12 декабря 2020 г.

19.01.2021
13:28

Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена

    Что сказал 10 декабря Кургинян? "…кто суверен? Либо суверен монарх, как это было в условиях монорелигиозного государства. Либо суверен народ. Да?... Если народ . . .

18.01.2021
13:41

Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»

    Лживые в виду верных слов таких: "…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” . . .

16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна. Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло. Как нет печали и в картине, насмешливо названной . . .

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

04.01.2021
18:58

Любовь к мысли

    Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племен от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100