TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

26.01.2021
13:41

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:39

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:37

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

24.01.2021
20:48

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение . . .

24.01.2021
00:47

Ура профанам! О музыке Высоцкого

    Я не только не имею музыкального образования, но и лишён какого-то умения связывать видимое со звучащим. Это обнаружилось, когда один уличный музыкант, около . . .

22.01.2021
21:55

Психологически: откуда у футуристов энергия искажения

    Я не успокаиваюсь, пока мне не становится ясной психологическая причина возникновения вдохновения художника. С другой стороны мне ясно, что вдохновение – суть . . .

21.01.2021
22:36

Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года

    Дилижан, лирическое вступление Когда-то, лет 60 назад, я время измерял от отпуска до отпуска. А отпуска знаменовались, каждый, своей женщиной. Дома не только некуда . . .

20.01.2021
15:47

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

    Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от . . .

19.01.2021
13:28

Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена

    Что сказал 10 декабря Кургинян? "…кто суверен? Либо суверен монарх, как это было в условиях монорелигиозного государства. Либо суверен народ. Да?... Если народ . . .

18.01.2021
13:41

Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»

    Лживые в виду верных слов таких: "…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” . . .

16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна. Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло. Как нет печали и в картине, насмешливо названной . . .

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина.

    Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не вызвать чувственного отторжения. Только ум чует, что тут есть подвох у смелости.

    Кульбин. Сосновый лес. 1907. Бумага, акварель.

    Опять надо иметь смелость коричневатую гниющую хвою нарисовать жёлтым. И глубь лесную – так же. А жёлтые стволы сосен – наоборот – коричневым.

    Кульбин. Загорающие. 1916.

    Тела – голубым! Надо же!

    И всюду – множественность, повторяемость: волн, стволов, лучей… Коллективизм. Потому что смелость какая-то с изъяном, с неуверенностью, надо подзуживать на неё и других вместе с собою, чтоб всем вместе осмелиться. А перспективы – радужные, хорошие. Вот только тоже какие-то с изъяном. – Потому, собственно, и смелость такая, что изъян надо купировать крепкой деформацией действительности. Осознаются и перспективы, и изъян, и смелость: нам электричество сделать всё сумеет, нам электричество тьму и мрак развеет, нам электричество наделает делов, нажал на кнопку – чик-чирик – и инженер готов. (Так пели мы, студенты 50-х годов, смутно понимая, что лепят из нас не классных специалистов.)

    У Кульбина было совсем не то с изъяном и благой перспективой.

    Он изучал только-только открытые рентгеновские лучи, и ему была знакома так называемая ультрафиолетовая катастрофа в физике. Она связана с расхождением вычисления и опыта по замерам энергии стоячих электромагнитных волн в замкнутой полости.

    Слух об этом непосредственно (в виде стоячих волн) отразился в таком произведении футуриста.

    Балла. Динамизм собаки на поводке. 1912.

    Тут тоже знакомая смелость-искажение-действительности в множественности лап собаки, ног её хозяйки, положений поводка…

    Кризис физики состоял в том, что по расчётам, раз энергия колебаний растёт с частотой световой волны, то при большой частоте энергия становилась бесконечной, а опыт этого не показывал. (Увеличения частоты добивались простым нагреванием чёрного тела – оно светилось светом {его излучали электроны тела} – а это электромагнитные колебания – от инфракрасного и красного до ультрафиолетового. Думали при этом, что изменение частоты излучаемого электроном света зависит от частоты его, электрона, обращения в атоме. Чем меньше радиус обращения, тем больше частота, тем фиолетовее излучение. Но излучающий электрон теряет энергию и падает на ядро. А этого нет.)

    Наполовину спас физику Планк. Он предложил такой коэффициент при частоте электромагнитного колебания, что умножение одного на другое даёт энергию излучения, совпадающую с экспериментом. Но для этого коэффициента надо, чтоб атом не имел планетарный вид.

    Совсем спас дело Эйнштейн, сказавший, что постоянная Планка означает порционное излучение. То есть свет не волна, а частица.

    Планк это не мог взять в ум. Страдал.

    А мир, микромир, открывался с совершенно иными законами, чем наш знакомый макромир.

    Новый мир – оптимизм. Но для таких, как Планк, оптимизм этот с запинкой. Что и выражал футурист всё знающий и осознающий (и плюсы и минусы) Кульбин смелостью в искажении действительности.

    Совсем не так с деформацией действительности, когда всё и более основательно и менее осознаваемо для художника: растущая мощь русского народа (когда все другие художники о нём плачут, несчастном, мол; чуяние нового в социуме и есть реализм, ничто иное им не является).

    Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889.

    И ещё иначе всё с деформацией действительности у Сезанна. Она незаметна, множественна и всюду иная. Повторяемости искажений нет. И они не заметны. Просто что-то не то.

    Сезанн. Персики и груши. 1895.

    Где и какие искажения действительности я предлагаю читать тут.

    Вот над этой картиной я и поспорил на днях с одним художником.

    Я исходил из того, что деформации Сезанна принципиально не такие как у футуристов. (Что те появились после Сезанна для чистого рассуждения не имеет значения. Речь же о логике.) Одним-двумя словами: футуристы – оптимистичны, с внутренним изъяном и коллективисты, а Сезанн – пессимистичен, тоже с изъяном и индивидуалист.

    Я рассуждал далее следующим образом. Футуристам не стыдна была смелость. И не только потому, что пример Сезанна их расковал. А и потому, что она была связана с оптимизмом для масс людей. (Что массы их смелости не понимали, футуристов не останавливало – потом поймут.) А вот Сезанну было перед людьми стыдно (он деформации – сперва по крайней мере – прятал, делал незаметными). Деформации сами по себе выражали у него не просто изъян некий, а колоссальное разочарование не только в действительности, но и вообще во всём Этом мире (так у меня получалось из динамики искажений последовавшими за Сезанном индивидуалистами – кубистом Пикассо, например). В личном плане у Пикассо это связано с венерическим заболеванием. Нигилизм самого Сезанна связан с деспотизмом отца. У Ницше – с полным отсутствием сексуальной жизни. У Чехова – со смертельной чахоткой.

    Футуристы были оптимисты, а ницшеанцы (я так предлагаю их называть) ультрапессимисты.

    И споривший со мною художник назвал такой подход к живописи психологически-социологическим и теоретическим. Не непосредственным.

    Сам же он незаметность искажений Сезанна назвал какими-то уютными, и мастерскими в том смысле, что они объединены некой целостностью. Не выпирают. Эстетически ценны. Свой подход он называет непосредственным и эстетическим. И мой – молчаливо – низменным.

    Я же его подход ценю меньше своего, и свой называю художественным. Претендующим на умение выявить те странности, которые являются следами подсознательного идеала (каким бы тот содержательно не был).

    Так у Шишкина подобным следом является такая странность, как огромные лесные дали, видные в совершенно глухих дебрях леса. Тоже незаметная странность, как и нарушения пространства у Сезанна. Но нарушения пространства – это огромность по сравнению со странностью у Шишкина, просто сумевшему дебри второго плана поместить в овраг, отчего обнажились большие дали другой стороны оврага. Огромность у Сезанна заставляет думать, что она вызвана тоже подсознательностью идеала. И что это может быть, раз это альтернатива аж Этому миру? – Только одно – метафизическое иномрие (учитывая кризис христианства в то время). Неосознаваемость иномирия помогает факту незаметности искажений у Сезанна. Чем дальше по последователям Сезанна, тем труднее думать, что подсознательность иномирия сохраняется. С другой стороны, их смелость в искажениях так возрастает, что их появление можно объяснить только отсутствием контроля сознания при замысле, или при исполнении.

    В то же время искажения футуристов какие-то меньшие. Им не хочется отдавать подсознательность идеала.

    И всё это такие глубины, что жаль признавать их меньшую ценность по сравнению с невнятно выраженной целостностью, эстетическим подходом моего оппонента.

    Но спасибо ему за провокацию меня на усиленную чёткость взгляда.

    4 декабря 2020 г.

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100