TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени обещания символистами блага для всех. И, конечно, при чуянии, что она, революция, не задержится с приходом. (Последнее, собственно так и было; Лысков это именует: Великая русская революция 1905-1922 годов.) – Чувства в связи с этим выражаемые творцами были (в отличие от самой революции) довольно хулиганские. И адресовались – интеллигенции (остальные почти все были неграмотные), по большей части предавшей революцию. Футуризм – явление страсти и ненависти.

    Так накрутив себя, я могу смириться с тем, что написал Смирнов в книге “Смысл как таковой” (2001):

    "Область чистых смыслов, куда устремлялся символизм, упразднялась. Социофизическая действительность утратила признаки текста, и, наоборот, тексты культуры обрели признаки естественных фактов.

    Футуризм сообщил смыслу свойство вещи… уравнял идеологическую среду с эмпирической. По этим причинам переделка вещей для Маяковского есть не что иное, как смена имен, обновляющая объекты, с которыми срослись единицы выражения:

    И вдруг

    все вещи

    кинулись,

    раздирая голос,

    скидывать лохмотья изношенных имен”.

    Мне легче усваивать не через стихи, а через живопись.

    Кузнецов. Утро (Рождение). 1905.

    Это – отрицаемый символизм. (О подробностях этой картины см. тут.) – Видим, символист постарался, чтоб его изображение было не как живое, а как именно живописный текст. С точки зрения футуриста этот текст – пустая болтовня на фоне того, что делается (или не делается) в стране. И от ненависти к болтовне футурист готов сделать свой текст абракадаброй. Дым паровоза – каляками-маляками.

    Розанова. Композиция с поездом. 1910.

    Футуризм сообщил смыслу [ненависти] свойство вещи [каляки-маляки]!

    Впрочем, я цитату из Смирнова оборвал.

    "Художественный смысл — это не то, что артикулируется, а то, как артикулируется, сам звуковой, графический или акт”.

    То есть Маяковский, написав, скажем, слова не в строчку (как принято в прозе, а перед нами верлибр, он не связан правилами рифмы или метра и потому похож на прозу), а в столбик, тем самым кричит такой смысл: “Даёшь революцию!”.

    Понять это могут немногие. Тем самым, агитируя за революцию, явление массовое, агитатор становился… индивидуалистом. Потому массе его было не понять. Оскорбление общественного вкуса стало общим средством выражение своего “фэ” мещанам (боявшимся революции) со стороны бегущих впереди революции.

    Тут была принципиальная возможность выходить вон из искусства вообще, - которое есть условность, воздействующая непосредственно и непринуждённо, - в жизнь, воздействующую непосредственно и принудительным образом.

    Процитированный Смирновым стих – это из пьесы “Трагедия” 1913 года, это слова персонажа, именуемого “Человек без глаза и ноги”. Читать эту вещь обычному человеку это издеваться над собой.

    С другой стороны, некая условность всё-таки сохраняется. Означаемое (революция) не тождественна означающему (столбцу слов верлибра, каляке-маляке изображения дыма). Посвящённых можно в принципе отвадить от смены частной собственности на общественную. Этим воспользовались в будущем власть имущие капиталисты при утилизации в своих интересах сексуальной, психоделической и цветных революций.

    Остаётся вопрос, связанный с моей идеей-фикс, что художественное только то, что несёт следы подсознательного идеала автора – странное. Могу я из своих таких соображений назвать упомянутые произведения футуризма художественными? – Думаю, в малой мере. Тут скорее вполне осознаваемый выпендрёж. Хотя… политэкономическое вполне можно считать подсознательным идеалом социализма.

    Муть в результате. Увы, то, против чего у искусствоведов я более полувека назад восстал и принялся с ними самодеятельно бороться.

    24 августа 2020 г.

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100