Столичный жилищный кризис очень интересовал Михаила Афанасьевича Булгакова, а потому практически в каждом своем произведении он возвращался к этой проблеме. Это сегодня квартиры в Москве раскупаются, будто бы пирожки с картошкой на железнодорожном вокзале. Во времена Булгакова все было по-другому.
Первое произведение, которое всецело посвящено квартирному вопросу, это, конечно же, ╚Московские квартиры╩ (эссе). После него Булгаков возвращался к животрепещущей теме почти везде, если это позволял реквизит. На кризисе построено знаменитое на весь мир ╚Собачье сердце╩, помнят читатели и коммунальную квартиру, которая упоминается в ╚Дьяволиаде╩. Характерной особенностью ╚Театрального романа╩ была жалкая комнатушка Максудова. Впрочем, даже ╚Роковые яйца╩ квартирный вопрос не обошел стороной. Наверняка, каждый читатель помнит о том, что у профессора в 1919 году отняли три комнаты из пяти.
В те времена агентство недвижимости Москвы было чем-то из области фантастики, и уже к началу двадцатых годов прошлого века писатель осознал, что жилищный кризис ≈ это полнейшее безобразие. Впрочем, тогда еще Булгаков надеялся, что это явление временное. Прошло пятнадцать лет, и Мастер сел за написание ╚Мастера и Маргариты╩. И что же мы видим: жилищный кризис никуда не делся, а, кажется, еще более разросся и укоренился на столичной земле.
По словам Воланда, двадцати лет абсолютно достаточно для того, чтобы окончательно испортить людей. Поначалу было просто смешно, и читатель улыбался, когда понимал, что бедствие с квартирами вроде как переходящее. Однако уже к середине романа становится просто жутко. Вы ведь помните, что ╚Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу╩. И это вполне естественно, ведь жизнь в совместной квартире была ей абсолютно незнакома.
Тут будет кстати упомянуть карикатурную коммуналку из ╚Золотого теленка╩, созданного Ильфом и Петровым. Чего стоит один Васисуалий Лоханкин, которого соседи неустанно пороли розгами за то, что он забывал тушить за собой свет в уборной! Булгаков практически один в один повторяет сюжет, вот только ни единого намека на сатирический нажим в его варианте коммуналки нет ≈ все четко и серьезно. Как вы думаете, почему Воланд практически никак не наказал Алоизия Могарыча, который написал донос на Мастера с целью ╚переехать в его комнаты╩? Да потому что диагноз москвичам был давным-давно поставлен: ╚квартирный вопрос испортил их╩, так что и спрашивать с них больше нечего.