Начинается новый межфакультетский курс лекций с 20 (а не с 13-го) февраля 2019 года в ЦФА физфака МГУ!.
БЗЮ
Краткая
аннотация курса профессора В.М.Липунова
"От
Большого Взрыва до Великого Молчания"
Популярным
является сравнение науки о звёздах
с археологией. Дескать, глядя на
далёкие звёзды и тем более галактики,
из— за конечности скорости света мы видим их такими, какими они были тысячи,
миллионы и миллиарды лет назад. Конечно, это верно, но
лейтмотивом настоящего курса лекций
станет совсем другая мысль, мысль о том, чему человечество может научиться у Вселенной. А
именно как, изучая Вселенную, можно узнать будущее нашей Земли, нашей Солнечной
системы, Галактики, самой Вселенной и наконец, человеческой цивилизации. Ведь
именно будущее человека и человечества является
самой волнующей загадкой, которая мучает человека с момента осознания
им своего Мы.
Я
уверен, чтобы удивляться по-настоящему, надо много знать! Поэтому я не пытаюсь
заигрывать со слушателем и создавать, у
них впечатление, будто они всё поняли. Лекции читаются в стиле знаменитой
Библиотечки "Квант", одним их авторов которой мне посчастливилось
быть. То есть, я пытаюсь объяснить читателю, хотя бы и школьнику, все о чём я
пишу. Эта старая добрая традиция советского
образования.
Лекции читаются астрофизиком. А астрофизик — это физик "с
задранной кверху головой". А вверху-то мир, управляемый законами физики,
причём всеми известными и всеми неизвестными. Поэтому, рассказывая об
устройстве Вселенной, мне пришлось
использовать сведения из различных областей физики (практически всех): Механики,
Теории относительности (специальной и общей), Квантовой механики,
Термодинамики, Электродинамики, теории
колебаний, Оптики и т. д. Поскольку, я старался написать так, чтобы всё
было понятно даже школьнику (но конечно старших классов), то мне пришлось
попутно объяснять и многие физические
законы. Делал это я только по
необходимости.
Как возникла наша Вселенная?
Почему наша Вселенная Горячая? Зачем
нужны Тёмная энергия и Тёмная материя? Что такое Великое Молчание и почему нам
никто не пишет из глубин Вселенной? Вот круг вопросов по которому движется
лекторская мысль.
Следует
подчеркнуть, что недавно
вышла из печати книга лектора с одноименным названием, что может может стать хорошим пособием для слушателей лекций.
Почетный профессор МГУ,
Профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии В.М.Липунов
План курса:
Лекция 1. Пространство-время.
Скорость
света. Эксперимент Рёмера. Время -
мнимое пространство. Кардано. Эйлер. Пространство-время Минковского. Неизменность
интервала - постулат Специальной Теории Относительности.
Лекция 2. Почему Вселенная
цветная?
Теория
Ньютона. Цветные корпускулы. Пятно
Пуассона. Гюйгенс и Френель. Доплер и
Физо люди разные, а эффект у них один. Спектры. Спектральные классы
звезд.
Химия
Вселенной.
Лекция
3. Закон Хаббла.
Открытие
разбегания галактик. Весто Слайфер - первый стахановец-астроном.
Жертвоприношение у телескопа. Гид - это не девушка с флажком и громкоговорителем.
Вселенная как мыльный пузырь. Фундаментальное время Вселенной.
Лекция 4. Всемирное
тяготение.
Законы Кеплера. Почему эллипс, а не овал? Закон всемирного тяготения.
Ньютон или Гук? Зачем Галилей бросал
камни с Пизанской башни (хотя бы и мысленно)? Инерция и тяготение. Вселенная как космическая ракета. Критическая плотность.
Лекция
5. Горячая Вселенная.
Термодинамика - Царица наук или главное управление
Вселенной. Черное тело и чернотельное излучение. Откуда гелий во Вселенной? Открытие
реликтового излучения. Красное смещение или сколько времени на вашем
термометре? "Алхимия" Вселенной (нуклеосинтез). Броуновское
движение Вселенной.
Лекция 6. Образование крупномасштабной структуры Вселенной.
Блины
Зельдовича. Джинс и его неустойчивость. Лившиц без Ландау. Образование звезд,
галактик и их скоплений. Живи и расширяйся!
Лекция 7.
Парадоксы "стандартной модели 60-х годов" .
Где
флуктуации реликтового излучения? Космологический парадокс близнецов.
Причинно-несвязанная Вселенная. Проблема тонкой настройки. Вселенная младше
звёзд.
Лекция
8. Тёмное вещество — скрытая материя.
Фриц Цвикки и его 40-см телескоп. Скопление галактик в созвездии Волосы
Вероники. Работает ли закон Кеплера в
галактиках? Для чего нужна тёмная
материя? Открытие флуктуаций реликтового излучения.
Лекция 9. Атомы. Ядра. Частицы.
Вселенная как Черёмушки или мир глазами первого дальтоника. Матрица
Менделеева или Дорожная карта физической революции. Солнечная система и атом
водорода. Как классическая физика получила неуд. Квантовая механика: глаза
боятся, а руки делают. С Эйфелевой башни далеко видать - Луи де Бройль и его
длина волны.
Лекция 10. Теория поля и пятая
сила.
Магический
куб Гамова, Иваненко и Ландау. Безразмерное мышление Поля Амадея Дирака.
Симметрия и ее разрушение. Поколения частиц. Скалярное поле. Инфляция Гута, стреляли? Линде: Нет!
Лекция 11. Теория пустоты или что
открыл Хаббл?
Физика — это геометрия, а геометрия — физика? Пятый
постулат Эвклида и Николай Иванович Лобачевский. Эрнст Мах и его полезное
заблуждение. Космический вакуум Хойла.
Вселенная как портрет Дориана Грея! Стандартная свеча Вселенной.
Космическая энергия вакуума.. Большое
число номер два N2. Так что же открыл
Хаббл?
Лекция 12. "Песня" про
тёмную энергию.
Стохастическая
Вселенная Линде. Мироздание Глинера. Вселенная как кактус. Для чего нужна скрытая
энергия?
Лекция 13. Звезды и планеты.
Звезда
- не утюг. Звездная эволюция. Черные дыры, нейтронные звезды и белые карлики.
Двойные звезды и планетные системы. Метод транзита. Планет больше , чем звезд.
Лекция 14. Парадокс Ферми.
Великое молчание
Вселенной.
Разум как инфляционный процесс. Число N3.
Тупиковая ветвь Шкловского. Посчитаем
цивилизации. Простая Вселенная. Миллион лет средневековья или конец
Золотого века. Нетривиальный прогресс. Парадокс Циолковского. Бесконечно сложный мир.
Лекция 15. Что делать?
Гравитационные
волны открыты, что
дальше? Строить оптические супертелескопы! Строить
ракеты и осваивать Солнечную систему. Космические перспективы.
Кликайте постер до любого размера!