Столица Каталонии продолжает вековую традицию
постоянного внедрения инноваций, стремясь воплотить в жизнь
основанную на современных технологиях концепцию интеллектуального города
Статья британского журналиста Джейсона Дина (Jason Deign)
http://thenetwork.cisco.com/
Больше всего на улицах Барселоны поражает многовековое наслоение архитектурных и технологических новшеств. Столица Каталонии наполнена впечатляющими свидетельствами того, как из раза в раз претворялся в жизнь очередной виток градообразующей мысли, начиная с римских развалин Готического квартала и решетки резных фасадов модернистского Нового города (Эшампле) и заканчивая знаменитыми творениями таких архитекторов, как Жан Нувель или Норман Фостер.
Сегодняшняя Барселона - четвертый по посещаемости город Европы, и именно ее историческое наследие притягивает сюда миллионы туристов. Но второй по величине город Испании не почивает на лаврах, а уверенно шагает вперед и намерен оставаться в авангарде градоустройства, используя информационно-коммуникационные технологии в качестве катализатора инноваций.
В июле Cisco, французская компания GDF SUEZ и городские власти Барселоны дали старт программе <Городской протокол> (City Protocol). Эта инициатива реализуется на основе обнародованной в 2011 году стратегической пилотной программы, призванной расширить горизонты устойчивого городского развития. <Городской протокол> предусматривает, в частности, создание кампуса интеллектуального города (Smart City Campus) при участии компаний Abertis, Agbar, Cisco, Schneider Electric и Telefónica.
<Барселона всегда была основоположником развития городской инфраструктуры и всегда была городом, устремленным в будущее, - комментирует Висенте Галларт (Vicente Guallart), главный архитектор города и руководитель совета по городской среде. - В 1859 году план Серда объединил в городской инфраструктуре то, что тогда называлось новыми транспортными технологиями вроде поездаов с экологической концепцией организации города. Перед Барселоной, как и перед другими крупными городами, стоит непростая задача - вводить новшества в рамках уже существующей инфраструктуры, повышать ее производительность и эффективность. И именно информационные технологии - ключ к повышению эффективности города>.
Галларт считает технологии важнейшим инструментом интеграции и координации различных служб, а также средством повышения жизнестойкости города и способом децентрализации таких областей, как производство электроэнергии: <Для кого-то это интеллектуальный город, а для нас - просто продолжение традиции брать на вооружение все доступные технологии. Возможно, через 20 лет в центре внимания будут биотехнологии, и в Барселоне они, без сомнения, тоже найдут применение>.
Какой Барселона станет через 20 лет? Сейчас, с точки зрения обычного наблюдателя, город мало чем отличается в технологическом плане от других крупных европейских городов, информационные технологии по-прежнему остаются изнанкой его повседневной жизни. Но стоит присмотреться, и мы обнаружим, что благодаря высокоскоростному сетевому взаимодействию эффективно функционирует крупный научно-исследовательский центр биомеханики, а также MareNostrum - второй по мощности суперкомпьютер в Испании. С помощью информационных технологий эффективно организована работа городского транспорта Это касается и рационализации автобусных маршрутов и установки на городских остановках электронных табло с указанием точного времени прибытия транспорта. А в барселонском районе 22@ компании, ориентированные на внедрение инноваций, имеют возможность воплощать свои идеи в реальные проекты.
Галларт считает, что в ближайшем будущем такие технологические платформы, как решения Cisco для <умных>, подключенных к Интернету сообществ (Smart+Connected Communities), сделают возможным взаимодействие в реальном времени не только между людьми и организациями, но и между системами и устройствами. Это позволит внедрять системы с высокоорганизованной обратной связью, которые станут основой, скажем, эффективной транспортной системы или децентрализованной энергетической сети, дающей жителям города возможность производить часть потребляемой ими электроэнергии с помощью солнечных батарей, установленных на крышах зданий. Однажды эти системы изменят жизнь людей к лучшему как в Барселоне, так и в других интеллектуальных городах. <Представьте, например, что, сев в автомобиль, человек говорит, куда он хочет добраться, и город проложит для него оптимальный маршрут, - заглядывает в будущее Галларт. - В таком городе будет глобальная информационная система, обновляемая в реальном времени. Используя ее, можно будет вызвать машину и задать пункт назначения. Такая система смогла бы управлять реверсивным движением, предотвращая таким образом пробки>. По словам Галларта, в будущем, благодаря высокоэффективной транспортной системе, производству энергии экологически чистым способом и широкому распространению электроавтомобилей, городской воздух станет чище, а улицы - тише. Градостроители работают также над повышением продуктивности и самодостаточности отдельных районов, чтобы в недалеком будущем люди могли ходить на работу пешком и покупать продукты питания и различные товары, произведенные в округе, а не привезенные издалека.
Конечно, далеко не все зависит от технологий. Например, испанское законодательство в области децентрализованного производства энергии не отличается ясностью, так что сначала градостроителям нужно разработать четкий регламент и только потом внедрять интеллектуальные технологии. <Распространение в городах информационных технологий должно подтолкнуть законодательную власть к принятию новых законов и регламентов, которые упорядочивали бы некоторые явления, не предусмотренные законом в настоящее время, - считает Галларт. - Закон должен в первую очередь стоять на стороне людей, а не организаций. Гражданскому обществу и органам власти нужно приложить максимум усилий, чтобы стимулировать активное внедрение инноваций. Именно над этим мы сейчас и работаем>.
Результаты этой работы не останутся без внимания, причем не только в Барселоне, но и в других городах мира, где власти стремятся повысить качество жизни горожан.