Социальные сети, мобильные технологии, облака и информация сплетаются всё туже и трансформирует поведение пользователей, создавая новые деловые возможности, указывает в своем аналитическом обзоре Gartner.
Действуя вместе, эти новаторские наступающие силы революционизируют бизнес и общество, ломая старые бизнес-модели и создавая новых лидеров. И в этом качестве они составляют основу ИТ-платформ будущего.
<В этом сплетении сил информация составляет основу расширенных возможностей соцсетей и мобильных устройств, - пишет Крис Ховард, исполнительный вице-президент Gartner. - Мобильные устройства дают платформу для эффективного использования соцсетей и новых методов работы. Социальные сети связывают людей с работой и друг с другом новым неожиданным образом. Облако обеспечивает доставку информации и функциональности к пользователям и системам. Эти силы взаимопереплетаются, создавая экосистему современных ИТ, движимых самим пользователем>.
Не так уж давно, пишет Ховард, самое сложное взаимодействие с компьютером встречало людей на работе, а дома оно носило лишь ограниченный характер. Теперь в большинстве случаев верно обратное. Консьюмеризация ИТ есть результат доступности прекрасных устройств, интерфейсов и приложений, требующих минимальных усилий для освоения. Как результат - люди стали более умелыми пользователями ИТ, и перед каждым открылось больше возможностей. Люди ожидают доступа к аналогичной функциональности в любых ситуациях и перестают делать различие между использованием этих устройств на работе и в повседневной жизни.
Социальные сети - один из наиболее ярких примеров того, как консьюмеризация стимулирует развитие корпоративных ИТ. Сюда входят обмен комментариями, ссылками и рекомендациями друг с другом. Вендоры потребительских товаров быстро осознали влияние такого обмена мнениями на совершаемые покупки.
Технологии соцсетей толкают к развитию три другие силы и, в свою очередь, полагаются на них:
- Социальные сети создают потребность в мобильных устройствах. Доступ к соцсетям составляет одно из главных применений мобильных устройств, и взаимодействие через социальные сети гораздо более ценно, когда оно возможно всегда, где бы ни находился пользователь.
- Социальным сетям нужно облако для обеспечения масштаба и доступа. Социальные сети выигрывают от масштаба - того, который реально достижим только при развертывании в облаке.
- Социальные сети - кладезь информации, которая требует анализа.
Взаимодействие в соцсетях дает богатый источник информации о связях, предпочтениях и намерениях. По мере того, как социальные сети растут, участникам требуется больше инструментов, чтобы справляться с растущим количеством взаимодействий, что создает потребность в более углубленной аналитике соцсетей.
Мобильные технологии вызвали к жизни самые значительные перемены в жизни людей со времен появления автомобиля. Массовое их принятие требует создания новой инфраструктуры, рождает новые виды бизнеса и угрожает сложившемуся статус-кво.
Возможности (и ставки) для бизнеса весьма высоки. Ретейлер понимает: то самое устройство, которое помогло покупателю найти магазин, может увести его к конкуренту, где и состоится продажа. Для банка мобильный телефон становится электронным бумажником, и кредитная карта уже не нужна. В торговой организации мобильные технологии держат выездной персонал продаж всегда на связи - с клиентами и главным офисом. Лечащий врач получает возможность непрерывно следить за состоянием и поведением пациента, что повышает эффективность и результативность лечения. Ни одна отрасль не осталась незатронутой.
Но мобильные технологии не живут сами по себе. Людям придется иметь дело с множеством экранов, работающих согласованно. Информация датчиков будет прозрачно расширять возможности, обеспечивая слияние виртуального и реального миров, с учетом контекста. Данные, собранные в этом мире полного погружения, обретут огромную ценность, и, в конечном счете, будет создаваться длительная связь между пользователем и облачной экосистемой.
Облачные вычисления - это клей, связывающий между собой все силы. Это модель доставки каких угодно вычислительных ресурсов - и действий, которые проистекают из такой доставки. Без облачной модели взаимодействию в соцсетях негде было бы разрастаться до таких масштабов, мобильные устройства не могли бы получать доступ к такому разнообразию данных и услуг, а сама информация так и застряла бы всё в тех же автономных системах.
Gartner причисляет модель облачных вычислений к явлениям <глобального масштаба>, потому что она нацелена на технологии и результаты, связанные между собой в масштабе планеты, в отличие от технологий и результатов, нацеленных на стратегию отдельной организации. В мире вычислений глобального масштаба центр тяжести переносится на культуру потребителя и ориентированное вовне удобство использования ИТ.
Независимые вендоры мобильного ПО, применяющие облачные сервисы, имеют больший выбор для доступа к информации и процессам, чем когда-либо раньше - и без необходимости закупать все эти ресурсы. <Коллективный разум> (crowdsourcing) может функционировать внутри мобильных сообществ, поскольку облако позволяет всем им существовать в одном и том же <рабочем пространстве>, а не быть изолированными в пределах корпоративной сети или даже одного ПК. Облако - это несущая экосистема для разнообразных типов данных, структурированных или нет. Эти данные можно собрать из облачных сообществ, через облачные сервисы, с подключенных мобильных устройств, и все они находятся во взаимосвязанной и повсеместно доступной среде.
Информация не хранится где-то в одном месте - она хранится повсюду. Многие годы специалисты ИТ говорили о повсеместном наличии информации, но так и не знали, как до нее добраться. Это время пришло. Социальные сети, мобильные технологии и облако делают информацию достижимой - каждый может ее получить и передать любому, в любое время и в любом месте. Знание того, как запрячь это повсеместное присутствие информации и использовать меньшие ее подмножества, применимые к отдельной компании, продукту и к заказчикам в нужный момент, будет критически важным для реализации новых возможностей и устранения рисков.
Организация может преуспеть либо потерпеть крах в зависимости от того, как она отвечает на эти тенденции - массовый приход соцсетей, облачных услуг и мобильных устройств.
<Сочетание всепроникающей мобильности, почти вездесущего Интернета, индустриализированных облачных услуг и всеобщего доступа к информации сокращает разрыв между идеей и действием, - пишет Ховард. - Чтобы использовать все преимущества этого сплетения сил и ответить на него эффективно, организации должны осознать задачи модернизации своих систем, профессиональных навыков персонала и умонастроений в компании. Компании, игнорирующие такое сплетение сил, будут оттеснены теми, которые смогут быстро освоить это пространство возможностей. И темп перемен ускоряется>.