Блог Тине Кристенсен (Tine Christensen), директора консалтингового подразделения Cisco Internet Business Solutions Group (IBSG)
Система здравоохранения США страдает от множества острых симптомов. Быстрый рост стоимости медицинского обслуживания, эпидемия хронических заболеваний, изменение демографической структуры населения - все это признаки разрастающегося кризиса. Если к тому же учесть неэффективность и длительность процедур в американском конгрессе и нерешенность вопросов регулирования, то станет ясно, что надежд на "чудесное выздоровление" в ближайшем будущем нет и быть не может.
Тем не менее в конце туннеля забрезжил свет из совершенно неожиданного источника. Этот источник - операторы связи. Для пациентов они могут стать поставщиком важных услуг и знаний, облегчающих навигацию по хитросплетениям медицинских систем и упрощающих процедуры экстренной и профилактической медицинской помощи, а также услуг реабилитационного периода. Для страховых же компаний и больниц операторы могут стать важным звеном, оптимизирующим взаимодействие с пациентами и, что особенно важно, позволяющим контролировать расходы и реагировать на новые тенденции в области профилактической медицины и удаленного мониторинга состояния здоровья. А для самих операторов связи появились перспективы выхода на огромный рынок здравоохранения. В 2011 году его объем в США составил ни много ни мало 2,64 триллиона долларов!
Технологию в целом называют ключевым фактором, способным решить проблемы американского здравоохранения. Появляются сотни приложений и устройств, предназначенных для культивирования здорового образа жизни, оповещения о приеме лекарств и мониторинга важных медицинских показателей. С помощью современных сетей стало возможным проводить сложные медицинские анализы в домашних условиях.
Многие из этих решений разрабатываются для помощи людям, страдающим от хронических болезней. На пять процентов жителей США приходится половина медицинских расходов, а на лечение шести хронических заболеваний, в том числе сердечной недостаточности, диабета, гипертонии и рака, ежегодно тратится более 655 млрд долларов. Исследования показали, что эти расходы можно сократить на 30 процентов или почти на 200 млрд долларов, если усовершенствовать мониторинг и поддержку пациентов.
Проблема в том, что новейшие технические решения, разработанные для этих целей, носят разрозненный характер и часто поставляются начинающими или небольшими (хотя и весьма новаторскими) предприятиями. Здесь-то и должны сыграть свою роль операторы связи. Консалтинговое подразделение Cisco Internet Business Solutions Group (IBSG) вместе с ведущими американскими операторами постаралось выяснить, каким образом операторы связи могли бы создавать интегрированные и доступные решения для широкого круга пациентов и медицинских учреждений, не забывая при этом о прибыльности своего бизнеса. В этом плане операторы обладают уникальными преимуществами:
∙Они доминируют на "домашнем" рынке: к их сетям подключено более 110 млн американских домохозяйств, причем почти 80 процентов подключенных домохозяйств могут пользоваться услугами широкополосной связи. Проведенные исследования неоднократно подтверждали, что отношения между операторами и абонентами характеризуются высоким уровнем доверия.
∙Операторы, как никто другой, способны вступать в партнерские отношения с небольшими компаниями и интегрировать их решения для медицинского рынка. Порой проблему может решить простой таймер для принятия лекарств, но в иных случаях, кроме таймера, в доме пациента нужно установить до пяти других устройств. Оператор связи располагает инфраструктурой, позволяющей подключить все эти устройства к сети и обеспечить надежную передачу необходимой информации.
∙Многие операторы уже сегодня предлагают абонентам услуги медицинского характера, включая устройства для совместной работы, просмотр учебных фильмов, хранение данных, удаленные доступ к устройствам и мониторинг.
∙Операторы имеют богатый опыт разработки комплексных управляемых услуг и поддержки партнерских отношений в рамках широких экосистем. В сфере здравоохранения они способны подключить друг к другу врачей, страхователей, производителей приборов, разработчиков приложений и пациентов, которым их услуги нужны в первую очередь.
Обрисовав широкий круг возможностей для операторов в данной области, Cisco IBSG рекомендует им выходить на медицинский рынок постепенно и поэтапно, с учетом высокого уровня неопределенности относительно дальнейшего направления развития этого рынка. В краткосрочной перспективе на этом рынке можно предложить услуги для совместной работы (мониторинг состояния здоровья, помощь престарелым, поддержка здорового образа жизни и т.п.). На начальном этапе платить за эти услуги будут, скорее всего, сами пациенты, операторы же будут тестировать новые услуги, заниматься маркетингом и прорабатывать вопросы сокращения расходов и увеличения прибыльности. В долгосрочном же плане операторы могут перейти к более комплексной модели, включающей продажу страховщикам, больницам и медицинским сетям услуг по уходу за тяжелобольными пациентами.
Специалисты системы здравоохранения все больше склоняются к тому, что общую нагрузку на эту систему могли бы сократить профилактические меры и меры по уходу за пациентами в домашних условиях. Если это так, то операторы связи могут рассчитывать на большие перспективы в том, что касается поддержки систем здравоохранения