15 мая состоялся III международный Форум современного образования YEES 2012 (Your Education Enables Success), организованный Московским технологическим институтом.
Атмосфера лектория Политехнического музея, в котором проходило мероприятие, идеально соответствовала обсуждению научно-просветительских тем, обмену опытом и активным дискуссиям в классическом <университетском> стиле.
Чему и как должна учить школа?
Вступительная часть мероприятия была посвящена обсуждению вопросов школьного образования. В частности, спикеры пытались выяснить, что ждет наших детей в ближайшем будущем?
По мнению Яны Стрельцовой (Руководитель направления <Развитие механизмов государственно-частного партнерства в образовании> в НИИ Развития профессионального образования Департамента образования), получение практических навыков всегда шло очень медленно. В будущем же, по ее словам, будут преобладать <открытые школы> - использующие в своей деятельности внешние, сторонние ресурсы.
Светлана Авдеева, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров, подчеркнула в своем выступлении, что уже сейчас современные технологии активно внедряются в образовательный процесс: в школах закупаются компьютеры, разрабатываются цифровые учебники и контент, которые <коренным образом изменят преподавание, а не станут просто цифровой формой статичных книг>. Компьютерные технологии - это не просто <железо>, это новые методы, которые позволяют формировать новые компетенции у будущих выпускников>.
Какие тенденции вузовского образования будут преобладать в будущем?
Образование будут зависеть от экономики - главный тренд, обозначенный на Форуме. Таким образом, создастся такая ситуация, когда возглавлять <образовательную пирамиду> будет заказчик в лице бизнеса. Образование будет ориентировано на рынок и спрос. Это станет услугой, у которой есть потребитель. Потребитель - это работодатель.
Евгений Плужник: <Вузы должны опережать время на несколько лет, поскольку потребитель не знает, что будет через некоторый период времени. На первый план выйдут знания в области математики и физики, потому что мир становится все более технологичным>.
Далее обсуждение перешло к вопросам профессиональных компетенций - что же это такое? Откуда они берутся? В ходе дискуссии была сформулирована мысль, что поскольку именно бизнес диктует свои условия и формирует рынок труда, то он помогает еще не определившемуся человеку найти применение своим компетенциям.
Современные вызовы стандартам
На данный момент технология краудсорсинга входит в число образовательных инноваций, формирующих стандарты. Дмитрий Ситников (CEO Профессионалы.ru) совместно с Александром Малюковым (CEO Witology) на примере конкурса <Сбербанк-21-Будущее> рассказали о главных преимуществах использования такого метода, а также о его отличиях от классического <мозгового штурма>.
Александр Малюков: <Краудсорсинг - это возможность получить обратную связь за один месяц с учетом хорошей организации. Благодаря данному проекту люди были услышаны, их идеи будут реализованы>. По словам Алексея Бобко, студента Moscow Business School по программе MBA Start, победившего в конкурсе, участие в <Сбербанк-21-Будущее> придало ему веру в то, что можно взять и сделать что-то своими силами. Вне зависимости от того, где ты находишься, можно реализовать любую свою идею.
Неформальное образование
Много внимания на Форуме уделялось проблеме нехватки квалифицированных кадров. Мало быть <легкообучаемым> и <коммуникабельным>. Нужно быть в профессиональном контексте, обладать реальными практическими навыками.
Александр Гаврилов, Член Комитета по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий: <Традиционных подходов к обучению уже не хватает. Разрабатываются новые, где преобладает сотрудничество вузов и компаний-работодателей.
В рамках дискуссии состоялась презентация инновационного проекта Workle, представляющего площадку для официальной интернет-работы. Также встреча включала в себя демонстрацию Cisco Webex - технологии, которая позволяет проводить уникальные мультимедийные совещания, читать лекции и пр., а также выступление Сергея Тулинова, организатора некоммерческого проекта <Сетевая академия Cisco для людей с ограниченными возможностями здоровья>, который рассказал о технологиях и уникальной системе удаленного доступа к реальному оборудованию через браузер, позволяющих не тратить огромных денег на перевоз оборудования и командировки.
Cтарший директор компании Cisco по корпоративным вопросам в странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки Лора Кинтана рассказала о международном проекте, который ежегодно обучает более миллиона студентов с использованием технологий удаленного доступа, технологий будущего. Глобальная программа Cisco Networking Academy включает материалы, доступные через Интернет, инструменты оценки знаний, средства отслеживания академических успехов студентов, практические лабораторные занятия, а также курсы подготовки для получения признанных в отрасли профессиональных сертификатов.
Институты предпринимательства Cisco
В рамках YEES 2012 состоялась пресс-конференция, на которой руководитель бизнеса Cisco в России/СНГ Павел Бетсис и первый проректор Московского технологического института Евгений Плужник объявили об открытии новых институтов Cisco в 16 крупных городах Азебрайджана, Казахстана, России, Узбекистана, Украины на базе филиалов МТИ.
В своем выступлении Евгений Плужник отметил, что благодаря партнерству с Cisco у студентов МТИ появился доступ к самым актуальным образовательным программам: <На мой взгляд, сегодня для осуществления модернизации российская экономика испытывает колоссальную потребность в высококвалифицированных специалистах, и удовлетворить ее можно, только используя знания и опыт, накопленные крупными международными корпорациями. Поэтому для нас так важен этот проект, осуществляемый совместно с корпорацией Cisco>.
Подводя итоги
Всего в Форуме приняли участие более 200 руководителей сферы образования, HR-директоров и HR-менеджеров компаний. На мероприятии присутствовали специалисты в области информационно-коммуникационных технологий, разработчики контента, мультимедийных и программных решений для обучения.
Форум YEES 2012 закончился неформальной беседой, где можно было получить ответы на все интересующие вопросы и обменяться контактами с коллегами.
По словам участников и гостей Форума, подобное событие позволяет существенным образом влиять на формирование образовательных тенденций, вырабатывая системный подход и, главным образом, учитывая особенности и потребности со стороны вузов и работодателя.