Руководители меняют подход к управлению под воздействием новой культуры взаимных связей и сетевых структур
Новое исследование IBM, в ходе которого было опрошено свыше 1700 генеральных директоров (CEO) компаний, представляющих 18 отраслей из 64 стран мира, показывает, что CEO меняют характер своей работы, добавляя значительную долю открытости, прозрачности и вовлеченности сотрудников в стиль жесткого командного управления, который отличает корпорации вот уже больше столетия.
Преимущества этой стремительно развивающейся тенденции очевидны. Согласно результатам исследования IBM CEO Study, компании, превосходящие в своей деятельности конкурентов, на 30% чаще называют открытость - которая, в частности, характеризуется более широким использованием социальных медиа как основной движущей силы сотрудничества и инноваций - ключевым фактором, влияющим на экономический успех организации. Лидирующие организации используют модели, позволяющие раскрыть потенциал коллективных знаний и неформальных сетей внутри организации с тем, чтобы новые идеи и решения реализовались в росте производительности и прибыльности компании. Для того чтобы установить более тесные связи с клиентами, партнерами и новым поколением сотрудников в будущем, CEO будут все меньше использовать телефон и электронную почту в качестве основных средств общения, постепенно переходя к использованию социальных сетей. В настоящее время лишь 16% опрошенных CEO используют платформы социального бизнеса для связи с заказчиками, но согласно прогнозам этот показатель достигнет 57% в течение ближайших трех-пяти лет. Несмотря на то, что социальные медиа сегодня в минимальной степени используются для связи с клиентами, они обещают стать вторым по распространенности способом в следующие пять лет - после взаимодействия <лицом к лицу>.
После десятилетий управления <сверху вниз>, эта тенденция влечет серьезные последствия не только для самих CEO, но и для их компаний, менеджеров и рядовых сотрудников, для университетов и бизнес-школ, а также для поставщиков информационных технологий. Как показало исследование IBM, многие руководители считают технологии мощным инструментом преобразования организационных структур. Свыше половины опрошенных CEO (53%) планируют использовать технологии для расширения партнерства и взаимодействия с внешними организациями, в то время как 52% респондентов стали уделять внимание развитию сотрудничества внутри своей организации.
<Один из наиболее очевидных выводов исследования - удивительное единодушие CEO относительно перспектив и значения социальных медиа, - отметила Бриджит ван Кралинген, старший вице-президент IBM Global Business Services. - Вместо набивших оскомину сожалений об утрачивании человеческих взаимоотношений, этот подход предполагает их углубление и использование динамичных социальных сетей для того, чтобы объединить возможности всех сотрудников в поиске новых моделей взаимодействия>.
Увеличение степени открытости не обходится без рисков. Открытость повышает уязвимость. Интернет - особенно через социальные сети - может выставить на всеобщее обозрение действия любого сотрудника, как позитивные, так и негативные. Для того чтобы организации могли эффективно функционировать в этой среде, сотрудники должны принять ценности и миссию своей компании и следовать им. Организации, со своей стороны, должны предоставить сотрудникам набор руководящих принципов для использования в принятии решений. CEO не поручают директорам по персоналу задачу поддерживать взаимодействие сотрудников для создания инноваций, а своим примером демонстрируют важность этого фактора.
Результаты исследования в цифрах
Ключевыми факторами успеха сотрудников в условиях более сложной и взаимосвязанной бизнес-среды CEO назвали такие социальные навыки, как умение взаимодействовать (75% респондентов), общаться (67%), проявлять творческий подход (61%) и гибкость (61%).
Чтобы подготовить качественно новые кадры, необходимо нанимать сотрудников, которые лучше других проявляют себя в открытой, командной работе. В то же время, руководители должны создавать и поддерживать методики работы, помогающие сотрудникам развиваться. К таким инициативам можно отнести создание нестандартных рабочих групп, обучение на основе опыта, а также поощрение использования богатых ценной информацией корпоративных сетей.
Тенденция к расширению сотрудничества также распространяется на отношения с партнерами. Партнерство сейчас переживает пик своего развития. В исследовании 2008 года немногим более половины опрошенных IBM CEO планировали расширять партнерские отношения. Сегодня уже свыше двух третей респондентов намерены придерживаться стратегии активного партнерства.
<Ведение инновационной деятельности совместно с партнерами приносит выгоду всем участвующим сторонам, - комментирует Питер Возер, генеральный директор, Royal Dutch Shell, - Компания Shell занимается не только энергоносителями, но и другими связанными с ними ресурсами, такими как питание и вода. Поэтому мы осознаем важность совместного, в том числе и между компаниями в разных отраслях, продвижения инноваций>.
Другие результаты и выводы
Исследование IBM показало, что большинство (71%) опрошенных CEO считают технологии главным - и более важным, чем экономические сдвиги и колебания рыночной конъюнктуры - фактором, который будет оказывать влияние на их бизнес в ближайшие три года.
В отношении всех аспектов деятельности своих организаций, от текущих операций и управления финансами до конкурентной борьбы, CEO в наибольшей степени сконцентрированы на достижении более глубокого понимания нужд своих потребителей. 70% опрошенных CEO активно инвестируют в способность обрабатывать данные для получения значимой информации о потребителях.
Учитывая взрывной рост объемов данных, с которым сталкивается большинство организаций, CEO осознают необходимость применения более сложных средств бизнес-аналитики для интеллектуальной обработки данных, которые отслеживаются в Интернете, на сайтах социальных медиа или поступают на мобильные телефоны. Традиционный подход к достижению лучшего понимания заказчиков заключался в консолидации и анализе транзакций и активности внутри организации. Однако для того, чтобы иметь актуальное представление о клиентах, CEO должны формировать более целостную картину того, как они взаимодействуют со всем остальным миром, а не только с их организацией. Умение получать из данных ценные знания напрямую влияет на производительность: компании-лидеры вдвое опережают менее успешные организации в способности обрабатывать информацию для получения значимых выводов. Кроме того, компании-лидеры на 84% превосходят конкурентов в умении использовать полученные знания на деле.
Об исследовании IBM 2012 Global CEO Study
Настоящее исследование является пятым в серии проводимых раз в два года глобальных опросов генеральных директоров компаний IBM Global CEO Study. Для того чтобы получить информацию <из первых рук> о проблемах, целях и задачах сегодняшних CEO, консультанты IBM провели личные интервью с самой крупной из известных выборкой руководителей бизнеса высшего звена. С сентября 2011 года по январь 2012 года было опрошено 1709 исполнительных директоров компаний и старших руководителей организаций и государственного сектора со всего мира, что помогло лучше понять их будущие планы и стратегии во все более взаимосвязанной глобальной экономике.