В рамках праздничной акции "10RUЛЕТ-шоу" на прошлой неделе состоялась церемония вручения премий Рунета, а также приведены результаты многочисленных исследований пользовательской аудитории российского сегмента Всемирной Сети.
2004 год стал юбилейным для отечественного интернета. С начала года по инициативе Оргкомитета Первого Юбилея (в состав которого входят ArtStyleMedia, Ru-Center, Mobile TeleCom и <Экспоцентр>, а также ряд ведущих ИТ-компаний, работающих на российском рынке) при поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям РФ был проведен ряд юбилейных мероприятий, посвященных празднованию десятилетия Рунета, кульминационным завершением которых стала прошедшая 26 ноября 2004 года праздничная акция "10RUЛЕТ-шоу", на которой состоялась церемония вручения премий Рунета. Данной награды были удостоены компании и проекты, чей вклад в развитие Рунета в экономическом и социально-культурном плане был признан наиболее значимым. Этот вклад определялся народным голосованием и экспертным советом, в состав которого входили: Юрий Ровенский, генеральный директор РИА <РосБизнесКонсалтинг>, Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса <РБК СОФТ>, Ольга Вакуленко, руководитель отдела распределения адресного пространства РосНИИРОС, Алексей Лесников, директор RU-CENTER и многие другие.
Номинанты (15 основных и 3 специальных номинации) получали Диплом Премии Рунета (Сертификат) и памятный знак Премии Рунета - пятикиллограмовую статуэтку из бронзы, полностью покрытую золотом, отлитую в виде колонны с объемным буквенным обозначением российской доменной зоны RU.
Также в ходе Церемонии были озвучены названия компаний и интернет-проектов - лидеров "Народной десятки", выявленных проходившим в течение 100 дней интерактивным голосованием интернет-пользователей.
Долгожители отечественного интернета и одни из самых первых его провайдеров "Релком" и "Демос" не смогли обойти в своей номинации "Голден Телеком". Лучшим контент-ресурсом Рунета стала Библиотека Мошкова. Самым первым поисковым сайт в Рунете - Rambler, которому исполнилось 7 лет, - стал победителем в номинации <Бесплатный сервис Рунета>. Первое крупное онлайновое СМИ Рунета - информагентство РБК - было признано лучшим СМИ Рунета, а также вошло в <Народную десятку>.
В России по состоянию на март 2004 года, по данным Мининформсвязи, насчитывалось 14 млн. пользователей интернета. По оценке МТУ, сегодня в Москве пользуются Сетью более 1,7 млн. человек. Общий прирост месячной аудитории Рунета с весны прошлого года по весну 2004 года составил 40%, и некоторые аналитики предполагают, что по итогам 2004 года темпы останутся на уровне не ниже 35%. По прогнозу Мининформсвязи России, количество пользователей интернета в нашей стране в 2005 году вырастет в 8 раз по сравнению с 2000 годом. Даже церковь положительно относится к интернету. По словам секретаря Ученого совета Московской Духовной Академии Русской Православной Церкви Павла Великанова, два года церковь присматривалась к нему, а в 1996 году появился их первый сайт.
24 мая 2004 года Rambler зафиксировал весенний рекорд: аудитория Рунета в сутки составила 4,118 млн. человек, что больше прошлогоднего рекорда на 800 тысяч. "Интернет - это не только самый быстрорастущий сектор экономики, но и самый "чистый", так как происходит без потребления природных ресурсов; если бы наша экономика росла также быстро, как аудитория Сети, то мы бы увеличили ВВП вдвое за три года> - отметил Иван Засурский, заместитель Генерального директора по PR Интернет-холдинга Rambler.
Почти 90% посетителей русскоязычных сайтов живут в России, а на страны СНГ приходится менее 5% пользователей. По данным компании VeriSign, администратора доменов COM и NET, в прошлом году пользователей интернета насчитывалось 580 млн. жителей планеты. По результатам исследования компании Ipsos-Reid, число пользователей интернета в 2003 году в мире выросло на 7%.
Наибольшее увеличение числа пользователей в прошлом году зарегистрировано в Китае (прирост 37%), Германии (40%), Южной Корее (32%) и Японии (38%). В России количество пользователей интернета, по данным Ipsos-Reid, за 2003 г. выросло на 25% (учитывались только жители городов). А в США число пользователей, наоборот, за год сократилось на 6%, однако максимальное число пользователей приходится именно на штаты - 168 млн. человек в январе 2004 года, затем следуют Япония и Китай (80 млн. человек по итогам 2003 г.).
Наиболее активно интернет используют в Канаде, здесь 71% взрослого населения страны выходит в сеть не реже раза в месяц. За Канадой по этому показателю следуют Южная Корея (70%), США (68%), Япония (65%) и Германия (60%). В России, по данным Ipsos-Reid, Интернетом пользуется 10% городского населения
Рост аудитории пользователей российского сегмента сети сопровождается ростом числа зарегистрированных доменных имен в домене RU. На сегодняшний день домен RU по числу зарегистрированных в нем доменных имен входит в 30 самых массовых национальных доменов. Первое место по числу доменных имен, зарегистрированных в национальных доменах, занимает Германия (более 7 млн. доменов), второе - Великобритания - более 4 млн. доменов.
В интернете российский национальный домен RU существует с 7 апреля 1994 года. Михаил Сеславинский, глава Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям РФ, констатировал, что на октябрь 2003 года зарегистрировано двести тысяч доменных имен второго уровня в домене RU. В конце марта 2004 года эта цифра достигла отметки в 235 тысяч. За последний год число доменов, зарегистрированных в домене RU выросло на 37%.
Для россиян в вопросе регистрации доменных имен характерен патриотизм - соотечественники выбирают имена для своих сайтов в домене RU. Это подтверждает и тот факт, что в домене COM нашими согражданами зарегистрировано всего 27 тысяч доменов, что составляет 13,2% от числа доменов в зоне RU. Россиян в Рунете стало на 3% больше, чем иностранцев.
Около половины аудитории пользователей принадлежит к возрастной категории от 18 до 24 лет. С позиции числа регистрируемых физическими лицами доменов наиболее активна возрастная группа 25-34 года. Большая часть доменных имен в домене RU регистрируется юридическими лицами. Однако за последний год среди российских регистрантов несколько снизилось число владельцев доменов - юридических лиц: с 60% до 54%.
Лидер по количеству пользователей сети - Москва. Однако, по данным Rambler, темпы прироста числа владельцев доменов неуклонно снижаются: два года назад на Москву приходилось 66,5% всех зарегистрированных в домене RU доменов второго уровня, а сегодня - 56%. Активно регистрируют домены резиденты из Санкт-Петербурга (чуть больше 8% регистраций) и крупных промышленных центров России. Московская область - 5,7%, по 1,9% у Новосибирской и Свердловской областей (здесь и далее включая областные центры), Ростовская, Самарская и Челябинская области - в каждой около 1%, Краснодарский край - по 0,9%.
На долю нерезидентов, зарубежных компаний, ориентированных на российский рынок, приходиться около 3% всех регистраций в российском национальном домене. По сравнению с ростом числа регистраций доменных имен российскими резидентами рост регистрации доменов в зоне RU иностранцами незначителен.
По данным VeriSign, к концу 2003 года в мире всего было зарегистрировано 60 млн. доменных имен, что на 16% больше, чем год назад. Как и прежде самые популярные доменные области - это COM и NET, они составляют 52% всех доменных имен, а в абсолютных цифрах это более 30,4 млн. доменов, причем 1,7 млн. имен в этих двух зонах было зарегистрировано в последнем квартале 2003 года.
Количество широкополосных подключений к сети (кабельный доступ, оптоволокно, ADSL) в 2003 году превысило количество подключений по телефонным линиям. Все меньшей популярностью пользуются коммутируемые соединения (Dial-up).
Также стремительно растут подключения к интернету через мобильные устройства (через GPRS), новые телефоны с большими цветными экранами. По оценкам компаний J'son&Partners и SpyLOG, в январе 2004 года количество пользователей GPRS-доступа в российском интернете достигло 50 тыс. человек в неделю. Если сравнить этот показатель с прошлым годом - нынешний в 3 раза больше.
По данным Rambler, наиболее интенсивно сейчас используются поиск, электронная почта и информационные интернет-издания. В дни таких печальных событий, как начало войны в Ираке или теракты в России, на информационные ресурсы приходится больше трети (36%) всех просмотров страниц в Рунете, в то время как в "тихие" времена они могут рассчитывать только на 15% внимания пользователей. Самыми популярными ресурсами сети являются информационные (новости), коммуникационные, порталы развлечений.
Интересы пользователей Рунета таковы: москвичей (они составляют 49% аудитории) больше интересуют банковские сайты Рунета, недвижимость, а также сайты категорий строительство, законы. Доля москвичей в культурно-социальной сфере, к сожалению, минимальна.
Интересы жителей северной столицы приходятся в основном на сайты о работе и власти (администрация), а ранее наиболее популярная "связь" уходит в тень. Единодушно москвичи и петербуржцы равнодушны к музыке, информации гуманитарного характера.
Жители регионов России проявляют наибольший интерес к ресурсам о погоде, а молодежь выбирает рефераты и сочинения. Пик популярности ресурсы с такими разделами приобретают к началу лета и к январю. Также сфера интересов регионов - это информационные технологии, компьютерное оборудование, софт.
Молодых пользователей из-за рубежа интересуют музыкальные и видеофайлы, "качают" MP3-файлы в основном они (москвичи составляют здесь только 12%). Взрослых россиян, постоянно или временно проживающих за рубежом, интересуют: политика, история, культура, что связано со скудным освещением российских событий в зарубежной прессе. Например, доля посетителей из США на политических сайтах составляет 10%, в то время как в среднем в Рунете доля американцев не превышает 7%. Не интересуют иностранцев в российском интернете законы, банки, компании.