Планшеты были известны еще задолго до появления iPad. Вместе с тем, именно благодаря Apple планшет стал массовым популярным продуктом. Это компактное устройство, которое сочетает в себе программно-аппаратные возможности, необходимые для решения повседневных пользовательских задач, а также функции беспроводной связи, станет самым популярным продуктом технологичного рынка в текущем году, считают эксперты Digitimes.
Вместе с тем, перспективы планшетов, по их мнению, могут быть самыми неожиданными, поскольку далеко не каждый удачно дебютировавший продукт в дальнейшем может выдержать испытания современного рынка, сохранить популярность и стабильный рост продаж.
Индустрия ноутбуков, которая производит более 200 млн устройств в год, не смогла избежать негативных последствий финансового кризиса 2008 года. В частности, в 2009 году производители ноутбуков давали очень сдержанный прогноз относительно своих продаж. Тем не менее, благодаря недорогим по цене нетбукам рынок ноутбуков в этот период показал 20-процентный рост. Уже в 2010 году нетбуки стали оказывать огромное влияние на рынок ноутбуков. Сейчас, многие эксперты говорят о том, что в ближайшее время развитие рынка ноутбуков во многом будет зависеть от планшетов.
В последнее время, развитие технологичных продуктов движется в сторону многофункциональности, при этом все большее значение приобретает персонализация и мобильность. В качестве примера можно привести популярные на сегодняшний день смартфоны, которые получив широкий функционал для фотосъемки, стали тормозить продажи у специализированных производителей цифровых камер. Приобретая смартфон, помимо функциональной камеры в распоряжении пользователя также доступна беспроводная связь и многие другие полезные функции. Что касается планшетов, они объединили в себе сразу несколько устройств, предлагая пользователю возможности для чтения электронных книг, просмотр видео, мобильную связь, широкий спектр программного обеспечения в сочетании с удобством сенсорного управления.
Как известно, к популярным на сегодняшний день планшетам производители ноутбуков изначально отнеслись скептически. Свое внимание на новый продукт они обратили только после того как спрос на планшет Apple начал отражаться на снижении их поставок. На сегодняшний день уже сложно назвать производителя ноутбуков или даже смартфонов, который бы не заявил о своих претензиях на перспективный и прибыльный рынок, каким некоторое время назад им казался рынок нетбуков. Во втором квартале в конкурентную борьбу за долю на рынке планшетов вступили новые игроки - HP, Acer, RIM. Прогноз по рынку планшетов на текущий год, таких уважаемых аналитиков как IDC, Gartner и IHS iSuppli, составляет по меньшей мере 43 млн шт. По наиболее оптимистичным ожиданиям его объем составит 61 млн шт.
На фоне снижения пользовательского интереса цены на нетбуки в последнее время начали падать. По последним данным Digitimes, непосредственно сборка нетбука подешевела до 180 долл., тогда как в 2010 году стоимость таких услуг OEM-производители оценивали в 240-250 долл. Вместе с тем, стоимость сборки планшета на сегодняшний день достигает 320-340 долл. Нетбуки, которые еще совсем недавно находились на пике популярности, сейчас проживают свой закат. Отсюда возникает вопрос, а не постигнет ли подобная участь планшеты? Возможно, они также быстро потеряют свою актуальность?
Первый планшет Apple, который был представлен на рынке в начале апреля 2010 года, стал быстро набирать популярность среди пользователей. По данным Apple, за первые три квартала с момента выпуска iPad ей удалось реализовать 14,8 млн устройств. В текущем году компания планирует продать около 40 млн планшетов первого и второго поколения, что позволит ей сохранить лидерство на рынке. Успех Apple дал мощный импульс для активности производителей. Вместе с тем, как считают эксперты, не каждый из них сможет добиться столь высоких результатов на рынке. Не стоит забывать, что Apple имеет четкую стратегию для каждого своего продукта. Как правило, производитель делает ставку на простоту использования, новизну и креативность разработок, а также репутацию собственного бренда. Большое внимание также уделяется контролю производственного процесса. Все эти условия достижимы далеко не для каждого разработчика.
Сейчас многие производители рассчитывают на емкость нового рынка, на желание пользователей заменить свой старый компьютер новым современным устройством. Стремление пользователей опробовать новый девайс, возможно, являлось причиной высокого спроса на планшет в начале его появления. Сейчас достаточно большое количество людей уже имеют планшет, которые, наверняка, не будут торопиться с покупкой второго. Поэтому производителям следует более внимательно оценить ситуацию, чтобы понять, не окажется ли рынок планшетов мыльным пузырем или это действительно "золотая жила".