Жителям более 90 городов США стали доступны данные GPS об автобусных маршрутах
Как сделать американские города более удобными для их обитателей? Можно перестроить городской ландшафт, приблизив жилые дома к местам работы, разбив новые парки и скверы и избавив людей от необходимости проводить полжизни за рулем. Но есть и другой, более простой способ: наладить работу общественного городского транспорта.
В США не так уж много городов с метрополитеном. Зато почти везде есть автобусы, но они, по словам Джошуа Робина (Joshua Robin), директора по инновациям и специальным проектам из министерства транспорта штата Массачусетс, "воспринимаются как транспорт второго сорта". Пассажирам непросто разобраться в автобусных маршрутах, но еще неприятнее ждать автобуса в стужу и темное время суток, гадая, когда, наконец, он появится. Тут сдаются даже рьяные поклонники городского транспорта. "Зимой я не в состоянии ждать автобуса более пяти минут и беру такси", - говорит Робин. Вместе с группой других творческих натур он задумал транспортную революцию, и начнется она с автобусов, а оружием новоявленных революционеров станут информационные технологии.
В студенческие годы Робин подрабатывал в министерстве транспорта Массачусетса, где прослышал о том, что в столице этого штата - Бостоне автобусы уже оборудованы устройствами GPS. Возникла идея сделать так, чтобы в реальном времени передавать информацию пассажирам, едущим в автобусах или собирающимся сесть в них. Робин стал продвигать эту идею в министерстве транспорта штата и городском департаменте общественного транспорта (ГДОТ). В ноябре 2009 года эти организации организовали конференцию разработчиков программного обеспечения, предоставив ее участникам данные в реальном времени с пяти наиболее популярных автобусных маршрутов. В течение часа один из разработчиков написал приложение, которое показывало местоположение каждого автобуса на электронной карте Google Earth. "В результате, - говорит Джошуа Робин, - отказавшись от традиционных бюрократических процедур, мы быстро получили готовое решение".
Теперь разработчикам доступны данные GPS по всем маршрутам ГДОТ. На их основе написаны десятки приложений. Аналогичные системы работают более чем в 90 других городах США. Работают они так: данные GPS по каждому автобусу передаются по радио в вычислительные центры городских департаментов транспорта, расположенная в Сан-Хосе (штат Калифорния) компания NextBus интегрирует данные о местоположении автобусов с информацией о маршрутах и остановках, добавляет историческую информацию о транспортных потоках и прогнозирует скорость движения каждого автобуса. После компрессии эти данные передаются с серверов NextBus на любые устройства - от размещенных на остановках табло с информацией о времени прибытия автобусов до пользовательских смартфонов с "умными" приложениями. В результате еще недавно казавшаяся запутанной и загадочной система автобусного транспорта стала абсолютно прозрачной для пассажиров.
Одно из приложений написал Мартин. Раньше он занимался разработкой программного обеспечения в компании Apple, а сегодня выполняет исследовательскую работу в Массачусетском технологическом институте. Его приложение показывает автобусные маршруты и остановки, а также время прибытия каждого автобуса на интерактивной карте. Другое приложение Мартина использует систему GPS, установленную на смартфоне, для определения расстояния до той или иной автобусной остановки и расчета времени, необходимого, чтобы дойти туда пешком. Приложение коррелирует полученные данные с ожидаемым временем прибытия следующего автобуса и в нужный момент подает пользователю сигнал отправляться в путь, чтобы не опоздать на автобус.
Такие системы стоят относительно недорого. Развертывание сети для 3 тысяч рейсовых автобусов, курсирующих по Лос-Анджелесу, и эксплуатация этой сети в течение 3 лет обошлась городской казне в 1,6 млн долларов, говорит директор NextBus по инженерным вопросам Майкл Смит (Michael Smith). И еще: как оказалось, получение информации в реальном времени нравится пассажирам гораздо больше, чем дорогостоящие проекты закупки новых автобусов. Такая информация побуждает пользоваться автобусным сообщением даже тех, кто раньше об этом и не помышлял. "Теперь, - говорит жительница Вашингтона Эйдер Перальта (Eyder Peralta), - по утрам я могу дольше играть со своим ребенком, спокойно выпить кофе и не бежать сломя голову на остановку лишь для того, чтоб потом полчаса ждать автобуса".
Останавливаться на достигнутом разработчики не намерены. Их следующим шагом может стать интеграция данных о пригородных электричках, такси, общественных автомобилях и велосипедах, а также информации со счетчиков на парковках. Это позволит снабжать владельцев смартфонов исчерпывающей информацией о том, как проехать из пункта А в пункт Б.