Компания Apple, выпустив свой планшетник iPad, породила потребительскую бурю. По крайней мере, на Западе. Там первый миллион "таблеток" Apple был продан за 28 дней. Затем Apple поддержали и другие компании-производители компьютеров и смартфонов. Многие из них выпустили или готовят к выпуску свои варианты планшетников. Это: HTC, Samsung, Dell, Asus, Lenovo, Toshiba, Intel, Sharp, HP, Sony, RIM и другие менее известные компании. Кроме того, "таблетки" под своими марками готовят Google и Microsoft. В России выпуск iPad интерес, безусловно, вызвал, но ажиотажного спроса на устройство не было - больших очередей из желающих приобрести новинку в магазинах не наблюдалось.
Кто-то отзывается о них с восхищением, говоря, что это небывалый прорыв в современной IT-индустрии, кто-то, наоборот, не понимает, что нового произошло помимо того, что клавиатура недонетбука стала виртуальной. В связи с этим служба исследований компании HeadHunter (HH) решила провести среди посетителей своего сайта опрос под названием "Планшетный компьютер - игрушка для развлечений или инструмент работы деловых людей". По сообщению HH, в опросе приняли участие 1600 человек из всех регионов России. Всем было предложено ответить на дюжину вопросов.
Опрос показал, что лишь немногим больше половины респондентов имеют (11%) или хотели бы приобрести (49%) планшетники. Оставшимся 40% такие устройства вовсе не интересны. Стоит отметить, что у первых двух групп респондентов области применения планшетных компьютеров фактически совпадают: "таблетки" в основном используются (67%) или их планируют использовать (66%) для чтения книг - то есть вместо электронных книжек.
Стоит отметить, что наиболее продвинутые модели iPad стоят около 30 с лишним тысяч рублей, Samsun Galaxy - около 40 тысяч рублей, а "навороченные" электронные книги могут обойтись пользователю и в 15-16 тысяч рублей. Кстати, цена самого дешевого iPad - примерно 21 тысяча рублей.
Второй по значимости целью использования "таблеток" стала работа - речь идет об офисных приложениях. Среди владельцев планшетников оказалось 56% таких трудоголиков, а среди мечтающих о приобретении - 72%. Далее по нисходящей идут: просмотр фильмов (37% и 34%), записная книжка (по 34%), игры (25% и 10%), общение в Интернете (22% и 26%), прослушивание музыки и просмотр фотографий (19% и 22%).
Что касается "отказников", то половина из них заявила о том, что планшетник - абсолютно бесполезная для них вещь. Еще 46% респондентов, не пожелавших иметь с ними дело, отметили, что у них имеются устройства, схожие по функционалу с "таблетками" и более удобные. По-видимому, речь идет о нетбуках и смартфонах. Также 38% отказников отметили, что они "за модными штучками не гоняются", а еще 24% заявили, что запрашиваемые за планшетники цены для них слишком высоки.
Интересно, что среди тех, кто уже попробовал "таблетки", далеко не все остались ими довольны. Так 34% пользователей посчитали, что с планшетным ПК работать неудобно, и они, скорее, предназначены для развлечений. Остальные 66% уверены, что это очень удобный для работы гаджет. При этом работоспособность своих планшетников они проверяли с помощью почтовых программ (86%), текстовых редакторов (82%), программ для работ с таблицами (67%), специализированных программ (44%), программ для работы с презентациями (33%), графическими пакетами (30%).
Кроме того, среди владельцев "таблеток" 40% оказались недовольными теми или иными особенностями устройств. В перечень претензий попали, в частности, такие: "Нет возможности интегрировать в корпоративную сеть. Ограничены возможности обмена данными", "Нет поддержки adobeflash, привязка только к одному ПК", "Слишком большая ориентированность на веб-ресурсы", "Не устраивает упрощенный MSOffice", "Для работы - маловат, для всего остального - великоват. Своя ОС, что неудобно", "Нет USB, невозможно подсоединить флешку или мышь", "Низкая производительность, слабая батарейка" и пр.
Кстати, не менее интересно первоначальное распределение целей приобретения планшетников. Изначально для работы и (или) учебы эти устройства собирались использовать 44% пользователей гаджетов. Еще 27% оказались модниками - хотели приобрести гаджет принципиально нового поколения. Безусловно, по поводу принципиальной новизны планшетников с ними многие бы успешно поспорили. Около 18% владельцев "таблеток" покупали их в первую очередь для развлечений.
Несмотря на довольно многочисленные претензии к "таблеткам", подавляющее большинство респондентов (68%) считает, что планшетные компьютеры для работы будут популярны в будущем. Только 12% категорично ответили "нет" на такое предположение, а еще 20% затруднились дать определенный ответ.
Как заявил BFM.ru IT-директор компании HeadHunter Сергей Никулин, "планшетный компьютер получился очень жизнеспособной формой мобильного устройства и в течение ближайших 2-3 лет полностью вытеснит небольшие ноутбуки". По его мнению, останутся только мобильные ноутбуки для пишущих людей - журналистов, например, потому что набирать много текста на полноценной клавиатуре намного удобнее. Нетбуки планшетниками будут вытеснены полностью. "На сегодняшний день на рынке есть безоговорочный лидер - IPad от Apple - технически-передовое устройство с отлично отлаженной операционной системой, огромным количеством приложений, удобным сервисом и агрессивной ценовой политикой, - говорит Сергей Никулин. - У конкурентов пока либо не ладится с железом (оно получается слабее), либо при таком же железе получается очень высокая цена. Думаю, что устройства на базе Android станут реальным конкурентом IPad через год-полтора".