В современном мире, когда информация стала неотъемлемой чертой мировой экономики, образование продолжает оставаться основой личного и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше.
Требования, предъявляемые к образованию в 21 веке, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми навыками работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.
Не так давно пришло полное осознание необходимости внедрения информационных технологий в образование. Эффективная интеграция ИТ в образование является ключом к решению многих проблем, которые требуют соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, то есть для обеспечения нового уровня образования.
Современная инфраструктура обучения включает в себя высокотехнологичные продукты и решения: интерактивное оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства, компьютеры с Интернет, и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они хотят обмениваться друг с другом.
Уже давно доказано, что каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе обучения. Использование интерактивного оборудования, компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика.
Внедрение ИТ в учебный процесс сопряжено со многими трудностями, и финансовые не всегда самые основные. С внедрением новых образовательных технологий меняются сама структура учебного процесса, форма подачи знания, и, самое важное, изменяется коммуникация между тем, кто обучает, и тем, кого обучают. Разумеется, для успешной реализации учебно-педагогических иннноваций, основанных на применении хай-тека, необходимы тесные контакты, партнерство как с компаниями - системными интеграторами, так и с производителями техники и фирмами, поставляющими софтверные решения.
Интерактивные доски - эффективный инструмент
Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания. Именно поэтому интерактивная доска как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика признана учителями как поистине революционное изобретение. По отзывам преподавателей, использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.
Программное обеспечение, идущее в комплекте с интерактивными досками, позволяет создавать учебные пособия на основе богатой коллекции наглядных изображений по всем школьным предметам. Лицензионное соглашение дает возможность установить его на любой школьный компьютер для предварительной подготовки уроков.
На занятиях в классе есть возможность работать совместно, проецировать на большой экран доски цифровую информацию, делать снимки наиболее важного содержания и, затем, загружать прямо на сайт - это способствует включению каждого учащегося в работу над учебным материалом/проектом и дает бесценный живой практический опыт.
Благодаря мультимедийным возможностям доски школьники представляют результаты групповых проектов в живой интерактивной форме. Что примечательно, учащиеся начинают работать очень творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная. Результат: активный и включенный в работу класс.
Интерактивные формы обучения предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания. Именно поэтому интерактивная доска как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика признана учителями как поистине революционное изобретение.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.
По отзывам преподавателей, использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.
Программное обеспечение, идущее в комплекте с интерактивными досками, позволяет создавать учебные пособия на основе богатой коллекции наглядных изображений по всем школьным предметам. Лицензионное соглашение дает возможность установить его на любой школьный компьютер для предварительной подготовки уроков, а вот методическая литература практически отсутствует, и учителя могут получить рекомендации только на сайтах производителей или их официальных представителей.
Наибольшее количество положительных отзывов от учителей получили интерактивные доски SMART Board.
Канадская компания SMART Technologies впервые выпустила сенсорную интерактивную доску SMART Board в 1991 году. Интерактивные доски SMART Board поставляются в Россию компанией <Полимедиа> уже более 10 лет. SMART Technologies занимает одну из лидирующих позиций на рынке, имеет всеобщее признание в российских образовательных кругах.
Стратегическое слияние компании SMART Technologies с Intel Corporation, а также упорство в исследованиях и развитии увеличили продуктовую линейку SMART. Сейчас компания предлагает целую серию интерактивных решений для обучения.
Интерактивные доски - это уже давно не новинка. SMART Board эффективно используют во многих школах и ВУЗах и в столице, и в регионах. Некоторые учебные заведения Москвы имеют интерактивные доски в каждом классе, что обеспечивает непревзайденный результат обучения - даже самые безнадёжные ученики становятся успешными и заинтересованными на каждом предмете.
Гимназия N1518
В Москве на проспекте Мира в доме 87 находится удивительное учебное заведение будущего - гимназия N1518. Это, пожалуй, единственная на сегодняшний день школа в столице, оснащённая самым современным hi-tech оборудованием в полном объёме. Сразу возникает мысль - повезло этой московской школе, у неё, наверное, богатые спонсоры или родители обучающихся там детей. Дела обстоят совсем иначе. Талантливое руководство гимназии в лице директора Фирсовой Марины Михайловны и его заместителей по различным направлениям образования (Новожилова Наталья Васильевна, Куликова Наталья Владимировна и др.) проделали долгую, тяжёлую работу для того, чтобы оснастить своё учреждение таким количеством высокотехнологичного оборудования, создать единой информационное образовательное пространство. Гимназия N1518 была лауреатом множества конкурсов, выиграла два гранта <Национального образовательного проекта>, московский конкурс <Строим школу будущего>, <Образование без границ>. Все полученные денежные средства были потрачены на оснащение классов. Кроме современных компьютеров, метео центра, цифровых микроскопов и других обучающих устройств, в гимназии находится более 40 интерактивных досок SMART Board, ими пользуется 80% педагогического коллектива. Конечно, данное оборудование не было куплено в одночасье. Первые доски вызвали такой энтузиазм у учителей и у учеников, что менеджмент гимназии принял решение оснастить замечательными интерактивными досками каждый класс.
Впоследствии в гимназии N1518 была создана , целью которой является рассказывать другим учителям о работе с досками SMART Board. Методическая программа состоит из трёх ступеней: дебютант (начальный уровень, основы использования), практик (начало проведения открытых уроков) и профи (проведение мастер-классов для других учителей). Естественно, не все учителя открыты к новинкам из мира hi-tech, с некоторыми приходится работать психолого-педагогическому сопровождению. Психологи пытаются выявить истинную причину нежелания работать с интерактивными технологиями и помогают решить проблему.
Математика со SMART
Курьина Елена Дмитриевна (зав. кафедрой математики и информатики) и Алексеева Ольга Владимировна (учитель математики), которые пользуются интерактивной доской уже более двух лет, в один голос утверждают, что SMART Board необходим в любом математическом классе. По их мнению, интерактивная доска с прекрасным приложением SMART Notebook даёт несравненную возможность отображения математических чертежей. Ученики могут наблюдать динамичное построение графиков в зависимости от заданной формулы; у детей развивается чувство пространственного воображения. Они могут строить сечения, двигать фигуры и цифры, работать с формулами в режиме реально времени. Построение чертежей - главная радость математиков. Ведь SMART Board помогает оптимизировать урок, не тратить время на черновую работу, экономить время учителя. Как правило, один учитель ведёт предмет у нескольких классов в параллели, поэтому вынужден повторять свои чертежи много раз. Интерактивная доска освобождает от лишней работы.
Возможность проводить заранее спланированные со SMART Board уроки помогают учителям выстраивать лекцию без пауз и заминок, не отвлекаться на кропотливые рисунки. Кроме того, учителя математики гимназии N1518 с удовольствием отмечают возможность проведения тестов и проверочных работ с интерактивной доской. Программа SMART Notebook меняет порядок вариантов ответов для каждого нового запуска контрольной работы, поэтому параллельные классы не могут делиться друг с другом правильными ответами.
Нередко учителя математики интегрируют описания законов и правил с историческими справками по математике. Как особенный плюс SMART Board учителя называют возможность возврата к <началу урока>, просмотр пройденного материала. Делая объёмные записи на любой другой доске - меловой или маркерной - учитель вынужден стирать предыдущий материал, чтобы вместить материал конца урока. В интерактивной доске сохраняются все записи. Это особенно актуально для старшей школы, когда приходится решать большие задачи с множеством формул и графиков. Учитель может не только повторить с учениками пройденный за урок материал, но и передвинуть сделанные чертежи для сравнения.
SMART история
SMART Board <обучает> и гуманитарным наукам. Учитель истории и естествознания Митина Анна Михайловна также использует интерактивную доску на своих уроках. Более всего ей нравится возможность двигать любые объекты. Ученики запоминают исторические факты визуально. Построение схем, сопоставление исторических портретов, событий и имён, планирование интересных тестовых работ и проверка домашних - вот некоторые плюсы использования SMART Board на истории.
Обучение иностранным языкам со SMART Board
Курганова Лариса Фёдоровна, заместитель директора УВР, учитель английского языка о SMART Board: <Работаем с интерактивной доской уже четвёртый год. Стали постепенно знакомиться, приобрели многоуровневый курс по английскому, созданный специально для SMART Board. Сейчас работает целый ряд учителей по этому пособию, привлекают его как в качестве дополнения к урокам, так и в качестве самостоятельного продукта. Кроме того, учителя сами создают много уроков для интерактивной доски. Стараемся использовать все функции SMART Notebook. В младших классах это, конечно, возможность перемещать объекты, рисовать, играть, функция поиск соответствия, <шторка> (постепенное раскрытие слова, фразы или предложения). Детки раскладывают слова по тематическим ящичкам, накрывают стол с иностранными словами-продуктами и приборами, отмечают животных в лесу и т.д. Мне нравится, когда слова разбросаны по доске, и ученик должен собрать правильную синтаксическую единицу. Активно работает визуальная память. Я люблю использовать разные образы для создания языковой ситуации. Например, путешествие - можно вставить клип, фотографии, открытки из Интернета. Все свои наработки учителя складывают в папку кафедры и могут использовать в любое время. Иногда я быстро создаю какую-то часть урока во время перемены, так как работа с интерактивной доской - уже привычное дело. У нас на сервере есть тематически систематизированные картинки специально для использования на доске SMART Board. Работать очень удобно. Мы оценили интерактивную доску в полной мере. Использую её почти каждый урок в зависимости от темы, стараюсь, чтобы каждому модулю учебника соответствовало что-то сделанное в интерактивной доске. Создаю вопросники, викторины. SMART Board достоин восхищения, отличный инструмент, к которому создаются хорошие курсы и программы. Мы очень благодарны, что такой продукт есть и есть в нашей гимназии>.
Учитель французского языка, Колпакова Людмила Владимировна, подчёркивает эффективность интерактивной доски при изучении и отработки знаний об артиклях, предлогах, употреблении местоимений и другого грамматического материала. Она постоянно использует картинки из программного обеспечения SMART Board (исторические памятники Франции, национальные праздники и др.).
Изобразительное искусство. Студия SMART Art
Корнилова Надежда Ивановна: <Я являюсь преподавателем изобразительного искусства, черчения и технического рисунка. Интерактивную доску SMART Board я использую на уроках уже третий год. Конечно, доска сокращает время объяснений новых тем. Она даёт возможность рисовать различными техниками: фломастерами, гуашью, маслом и т.д. Кроме этого, картины можно создавать в разных стилях: импрессионизм, кубизм и др. Доска восприимчива к кисти, поэтому создаётся полная иллюзия рисунка на бумаге. В SMART Board есть замечательная программа, с помощью которой возможно демонстрировать правила линейной перспективы. Даются точки схода и линии, пальцами мы передвигаем эти точки в зависимости от желаемого каркаса построения. Этой функцией я пользуюсь на уроке черчения и технического рисунка. Мы рисуем здания и улицы по правилам перспективы>.