В 1981 году редакция журнала National Geographic попросила выдающегося исследователя-океанографа, д-ра Роберта Балларда поделиться своими мечтами. И вот то, что 29 лет назад было опубликовано в виде взгляда на будущее, этим летом воплотилось в реальности, открыв новые горизонты в сфере глубоководных исследований. Объединив технологию telepresence с камерами высокой четкости, подводными аппаратами с дистанционным управлением (ROV) и современными сетевыми решениями, эксперты получили возможность исследовать океанские глубины и тут же делиться полученной информацией с окружающими, оставаясь на суше. <Это заняло у меня полжизни, но своего я добился>, - с законной гордостью заявил профессор Университета штата Род-Айленд Баллард после успешных испытаний системы telepresence во время летней экспедиции судна <Наутилус> в Средиземном море (см. http://nautiluslive.org/).
<Титаник>, <Бисмарк> и другие находки
Ранее усилиями Балларда на морском дне были обнаружены такие исторические артефакты, как <Титаник>, <Бисмарк>, торпедный катер PT-109 (во время второй мировой войны им командовал будущий президент США Джон Кеннеди) и авианосец <Йорктаун>, затонувший после битвы у острова Мидуэй. Кроме того, на счету Балларда такие революционные открытия, как гидротермальные скважины (подводный аналог гейзеров), обнаруженные рядом с Галапагосскими островами вместе с неизвестными прежде формами жизни, использующими вместо фотосинтеза <хемосинтез> .
Первопроходческий дух профессора Балларда часто опережал технологии своего времени. В 70-е годы прошлого века исследователи перемещались в миниатюрных подводных лодках с прожекторами, которые Баллард окрестил <подводными джипами>, но они были чрезвычайно тихоходными. Из-за этого погружение на глубину 3700 м и подъем на поверхность длились 5 часов, а на непосредственные подводные работы оставалось лишь три часа в сутки. Этого времени едва хватало, чтобы преодолеть расстояние в одну морскую милю.
Изобретательность снимает технические барьеры
Баллард пользовался минисубмаринами в течение 25 лет, но в 1979 году, вскоре после открытия гидротермальных скважин, к нему пришло озарение. Как-то, спустившись к скважинам в компании с ученым-биологом, Баллард решил поэкспериментировать с видеокамерой, закрепленной на механическом манипуляторе подводной лодки. Рассматривая полученное с помощью камеры изображение на мониторе, он заметил, что его напарник вместо того, чтобы вести наблюдения через иллюминаторы, через его плечо тоже смотрит на монитор: по словам биолога, там изображение было четче. <И вот я подумал, - вспоминает Баллард, - зачем ехать за тридевять земель и опускаться на трехкилометровую глубину лишь для того, чтобы посмотреть картинку на мониторе?>. Так у знаменитого океанографа родилась идея прибегнуть к помощи технологии telepresence.
Прямая видеотрансляция из морских глубин
Чтобы придать своим замыслам практическую форму, Балларду пришлось ждать появления таких технологий, как оптоволоконные линии и <Интернет-2> (высокоскоростная версия всемирной Сети, объединяющая научно-исследовательские институты). Вместо подводных лодок теперь Баллард использует дистанционно управляемые аппараты с видеокамерами, работающие без экипажа и способные сутками находиться под водой.
Оптоволоконные кабели доставляют эфирный видеопоток на огромные плазменные экраны в центре управления на борту судна <Наутилус>. Оттуда по спутниковым каналам связи видеопоток ретранслируется по сети telepresence, мгновенно появляясь в Интернете в прямом эфире и становясь таким образом общедоступным на всей территории США.
Хотя кое-что все еще требует усовершенствования, Баллард утверждает, что этот метод означает существенный прогресс, добавляя, что в его системе широко используется оборудование Cisco. Система работает круглосуточно, позволяя в случае потенциально важной находки подключить эксперта всего за 30 минут. Кроме того, благодаря этой технологии исследователи смогут больше не разлучаться надолго со своими близкими и получат возможность сделать подводный мир доступным широкой аудитории. <Теперь морские глубины может разглядывать не горстка исследователей, а все человечество, - заключает Баллард. - И все это стало возможным благодаря сети>.
Балларда предсказывает, что со временем telepresence заменит людям привычные способы путешествия. Например, вместо поездки в Африку для участия в сафари в национальном парке Серенгети они смогут арендовать размещенных в нем роботов, управляя ими дистанционно в уютной домашней обстановке с расстояния в тысяч километров. <В итоге получится электронный туризм, - комментирует Баллард. - Мы будем путешествовать душой, не перемещаясь физически>. Но, чтобы и эта мечта стала явью, нужен новый виток развития технологий. По словам Балларда, <самое сложное - сделать широкополосный доступ в Интернет массовым. Как только это произойдет, пристегните ремни!>.