Влияние экономического кризиса на сегмент SMB на рынке оказалось сильнее, чем аналитическая компания IDC предполагала ранее: в 2009 г. вместо ожидаемого роста на 1,2% произошел спад ИТ-затрат на 4,3%. В 2009 г. он составил 491,4 млрд долл., почти половина которых пришлась на регион ЕМЕА.
В связи с этим компания пересмотрела в худшую сторону свой прогноз развития данного рынка на период 2010-2014 гг. Теперь прогноз следующий: мировые затраты на ИТ в сегменте SMB с 2010 до 2014 гг. в мире увеличатся на 5.5%, что существенно меньше, чем предполагалось.
Уже понятно, что малый бизнес не будет восстанавливаться быстрее, чем компании среднего размера. Напротив, по мнению аналитиков IDC, все фирмы сегмента SMB в ближайшие несколько лет будут весьма осмотрительны в своих расходах на ИТ.
Несмотря на ожидаемое в 2010 г. увеличение ИТ-расходов на 17.4 млрд долл., их объем в сегменте SMB, по прогнозу IDC, не вернется к докризисному уровню раньше 2011 г. А в 2014 г. компании сектора SMB потратят на ИТ примерно 629.3 млрд долл.
Хотя снижение затрат коснулось всех основных категорий ИТ-рынка - аппаратных средств, программного обеспечения и услуг, восстановление в них пойдет неравномерно. Наиболее быстро будут расти затраты на ПК и периферию, ненамного по темпам роста от них отстанет ПО, поставляемое в комплекте с <железом>. Самым медленным образом будут восстанавливаться затраты на системное ПО и средства хранения данных.
Предполагается, что быстрее всего затраты в SMB на ИТ в ближайшее время будут расти в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, хотя даже в этом регионе до 2011 г. объем затрат не вернется к прежнему уровню. На развивающихся рынках в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в странах Латинской Америки в рассматриваемый период темпы роста также будут неплохие - более 7%, в то время как на рынках развитых стран рост не превысит 3-4%.
В то же время на развитые регионы - Северной Америки, Западной Европы и Японии - в сумме приходится порядка 70% мировых расходов сегмента SMB. Это различие в темпах роста и в уровне насыщенности следует учитывать разработчикам новых ИТ-средств для SMB-компаний - в разных регионах стратегия их продвижения может сильно разниться.
IDC отмечает, что, несмотря на кризис, ряд компаний в 2009 г. предложили для рынка SMB интересные продукты и сервисы, отвечающие насущным интересам фирм этого потребительского сегмента. IDC выделила 16 вендоров, работы которых особенно заслуживают внимания и отметила их премией IDC SMB Excellence Award.
Компании Cisco и Network Solutions создали решения для заказчиков сектора SMB и разработали программы, отвечающие специальным запросам основных групп компаний сегмента SMB.
Две дочерние компании EMC, Decho и Iomega, совместно работают над проектом гибких bundled систем хранения для SMB. А также Intuit в содружестве с IBM создали улучшенное решение доступа к Intuit QuickBooks Enterprise Solutions с помощью платформенной технологии IBM Smart Business.
Ряд вендоров представили решения по облачным вычислениям для SMB, сберегающие ресурсы этих компаний: это NetSuite Business Software Suite, Doyenz ShadowCloud, Telstra Business T-Suite, а также LogMeIn Rescue и Ignition для iPhone.
В решениях Oracle Accelerate, SAP Business All-in-One Fast Start и Rogers Communications BusinessFirst Partner Programs используются новые технологии и подходы для упрощения процесса закупок и лучшего удовлетворения нужд SMB-компаний, ищущих современные решения.
Компания HP предложила программу MarketSplash, а IBM - Express Advantage, - эффективные маркетинговые программы, ориентированные на заказчика.
Новые способы доставки и поддержки новых продуктов и технологий предложили компания AT&T - портал InSite и инструментарий AT&T SMART для малого бизнеса; компания Dell - ПК Vostro PC и сервисы ProSupport Services, а также оператор Verizon - Verizon FiOS Internet для широкополосных бизнес-решений (Business broadband solution) для SMB.