Размышляет главный футуролог консалтингового подразделения компании Cisco Дэйв Эванс
Информационный взрыв
∙Сегодня на нашей планете ежедневно передается 183 млрд сообщений электронной почты (более 2 млн сообщений в секунду).
∙Каждый день пользователи делают 1,6 млн записей в блоги.
∙Каждую минуту в YouTube загружаются видеоматериалы общей продолжительностью в 20 часов.
∙На протяжении ближайших двух лет общий объем данных будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных - в 50 раз.
∙За 210 лет своего существования крупнейшая в мире Библиотека Конгресса США накопила более 29 млн книг и периодических изданий, 4,8 млн карт, 2,7 записей и 57 млн манускриптов. Сегодня аналогичный объем цифровой информации генерируется за пять минут.
∙Объем информации, еженедельно публикуемой в газете "Нью-Йорк таймс", превышает объем данных, какой в XVIII веке человек получал за всю свою жизнь.
В 2015 году грядет "эксапотоп"
В 2015 году всего за 12 месяцев будет создан объем информации, равный 92,5 миллионам Библиотек Конгресса США:
∙корпоративный IP-трафик сгенерирует около 100 эксабайт;
∙еще 100 эксабайт сгенерируют загрузка фильмов и одноранговый пользовательский обмен файлами;
∙видеокоммуникации и виртуальные миры сгенерируют около 400 эксабайт.
По мнению главного футуролога консалтингового подразделения Cisco IBSG Дэйва Эванса (Dave Evans), следующее десятилетие поставит перед человечеством целый ряд сложных задач. За 10 лет нужно будет разработать интеллектуальные машины, способные самостоятельно анализировать данные, получать знания и экономить время сотрудников.
"В предстоящие пять, десять и, тем более, пятьдесят лет мир очень сильно изменится, - убежден Эванс. - При этом не думаю, что кто-то из нас вполне представляет себе масштабы грядущих перемен".
Предстоящие изменения главный футуролог Cisco IBSG уподобляет снежной лавине. Ее предвестники сегодня едва различимы, но через 10-20 лет то, что пока кажется слабыми завихрениями, превратится в сметающий все на своем пути поток информации, который кардинально изменит привычный нам мир. Более того, Эванс считает, что все открытия, сделанные человечеством за последние 8.000 лет, - "ничто по сравнению с тем, что мы увидим на протяжении следующих двух десятилетий".
Свои размышления Эванс иллюстрирует ссылкой на перемены в области информационно-коммуникационных технологий. В 1956 году, когда был создан первый жесткий диск, система хранения одного мегабайта информации стоила, по сегодняшним ценам (с поправкой на инфляцию), 78.000 долларов США, а <суперкомпьютер> с таким жестким диском весил более тонны.
А что нас ждет лет через 20? По расчетам Эванса, в 2029 году всего за 100 долларов можно будет купить систему для хранения 11 петабайт данных. Петабайт равен одному квадриллиону байт, т.е. одному байту с 15 нулями, а 11 петабайт - это видеофильм, если б его непрерывно записывали на Flip камеру с 1492 года по сей день, причем в таком устройстве еще остался бы неиспользованный запас электронной памяти. Иными словами, емкость средств хранения растет, как на дрожжах, а их стоимость стремительно сокращается.
То же самое, говорит Эванс, происходит в мире сетевых технологий. За последние 20 лет емкость сетей существенно увеличилась. Так, в принадлежащем Эвансу доме со дня, когда он первый раз подключился к Интернету, емкость канала доступа увеличилась в 170.000 раз. Но и это сущие пустяки по сравнению с тем, что готовит нам будущее, утверждает главный футуролог Cisco IBSG: уже испытываются гигабитные каналы домашнего доступа, а ученые работают над терабитной технологией Ethernet.
Тем временем грядут астрономические перемены и в области вычислительных технологий: к середине 2020-х годов появятся квантовые компьютеры. "Представьте себе пять тысяч планет, каждая размером с Землю, полностью покрытые кремниевыми компьютерами, - говорит Эванс. - А теперь представим себе квантовый компьютер размером с молекулу. Всего одно такое устройство будет иметь ту же вычислительную мощность". А как насчет его стоимости? Сегодня вычислительная мощность ПК стоимостью около тысячи долларов составляет 2-3 процента мощности человеческого мозга, выполняющего примерно 100 триллионов вычислений в секунду. К 2050 году вычислительная мощность компьютера стоимостью в те же 1.000 долларов сравняется с вычислительной способностью всех 9 миллиардов людей, которые к тому времени будут населять нашу планету.
В информационной сфере мы наблюдаем быстрое распространение множества новых приложений, видеоклипов, музыкальных файлов, облачных вычислений, онлайновых операций резервирования, хранения и т.д. Все это создает то, что можно назвать "эксапотопом". Сегодня одно-единственное приложение Cisco TelePresence генерирует больше трафика, чем вся Всемирная сеть в начале нынешнего тысячелетия. В 2015 году, по сравнению с 2006 годом, американский сегмент Интернета увеличится в 20 раз.
Вот в этом-то информационном море людям и придется вести поиск полезных жемчужин, необходимых для принятия обоснованных решений. По мнению Эванса, технологическая лавина породит ряд инноваций, которые будут самым непосредственным образом связаны с повседневной работой миллионов людей:
∙В скором времени к Интернету подключится более триллиона устройств. Это будут не только сотовые телефоны, но и множество офисных контроллеров - от температурных датчиков до устройств, считывающих электронные пропуска. Люди будут перепоручать сетям все больше интеллектуальных функций, и в результате сети приобретут множество новых возможностей, включая перевод с одного языка на другой.
∙Планшетные устройства вроде iPad получат более широкое распространение. Человек сможет свернуть компьютер и положить его в карман. Стеклянные окна приобретут функцию дисплеев.
∙Существующие ныне пикопроекторы к 2012 году станут использовать гигабитную технологию для беспроводной передачи данных, встроенную в мобильные устройства. В результате люди смогут пользоваться мобильными устройствами с высокоскоростным подключением и функциями демонстрации изображений в натуральном размере для организации видеоконференций в любом месте - дома, на борту самолета и т.д. Кроме того, с помощью пикопроектора человек сможет проецировать клавиатуру сотового телефона на свою ладонь и набрать на ней нужный номер. Вычислительным устройством сможет стать любая поверхность.
∙Дополненная реальность (Augmented Reality - виртуальные компьютерные изображения, увеличивающие размер реальных предметов) развивается семимильными шагами и лет через пять станет ведущей технологией в мире "белых воротничков". Представьте себе участников конференции с применением технологии Cisco TelePresence, над головами которых висят "облака" с указанием их имен, открытых вопросов, нерешенных проблем и т.п. Такую же информацию через несколько лет можно будет видеть на линзах обычных очков, а еще лет через 10 - и на контактных линзах.
∙В офисах появятся "виртуальные помощники", способные отыскивать нужную информацию и справляться с информационным "эксапотопом". Такая помощница по имени Хэйли уже работает в 11-ом корпусе корпоративной штаб-квартиры Cisco в Сан-Хосе (штат Калифорния). Она управляет окружающей средой, проверяет рабочие расписания сотрудников, передает новости и биржевые котировки. В скором времени сотрудники смогут общаться с такими "виртуальными помощниками", обмениваясь с ними электронными и голосовыми сообщениями. Это избавит работников во плоти и крови от целого ряда рутинных обязанностей, позволив им сосредоточиться на выполнении более творческих задач. По словам Эванса, роботы уже сейчас обладают большей выносливостью и сообразительностью, чем живые люди, и поэтому мы будем все чаще видеть их на рабочих местах.
∙Интерфейсы "человек-машина". На рынке уже есть игра MindFlex стоимостью 80 долларов. Играющие в нее прикрепляют к своей голове небольшое устройство и силой мысли передвигают шарик по экранному лабиринту. Кроме того, люди используют силу мысли, чтобы управлять искусственными конечностями, причем, по замечанию Эванса, такая конечность не обязательно должна физически прикрепляться к телу человека. А теперь представьте нью-йоркского врача, который в удаленном режиме оперирует человека на другом конце континента. Ничто, по мнению Эванса, не помешает встраиванию этой технологии в гарнитуры Bluetooth и другие устройства в ближайшие годы.
По прогнозам Эванса, набор инструментальных средств, которыми пользуются ныне компании, будет очень быстро меняться. Желание освоить и применять эти устройства приобретает все большую важность, в том числе с точки зрения конкурентной борьбы. "Пять лет назад многих средств, ставших нашими надежными помощниками (Google, Twitter, Wikipedia, блоги и RSS), не было и в помине, - говорит Эванс. - Так что практически невозможно предугадать, какими средствами компании станут пользоваться в будущем".
Изменились ли рабочие места по сравнению с 1950-ми годами? На этот вопрос Эванс отвечает: "И да, и нет". Рабочие места сотрудников, как реальные, так и виртуальные, содержат те же самые элементы: текстовый процессор с файлами, папки и корзина для мусора. Эванс подчеркивает: "рабочий стол" превратился в застывшую парадигму, несмотря на резко изменившийся характер работы, которая стала глобальной, совместной и очень чувствительной к фактору времени.
Как и в 50-е годы прошлого века, американские офисы представляют собой общие помещения с перегородками. Между тем, замечает главный футуролог Cisco IBSG, "лишь 3 процента новых идей рождается на рабочем месте, а остальные 97 процентов появляются где угодно, только не в офисе. Современный сотрудник - человек социальный и многодисциплинарный. Он любит глобальную совместную работу, но если поместить его в ограниченное перегородками пространство, то и мыслить он будет соответственно. Некоторые компании уже приступили к созданию более открытых рабочих пространств для совместной работы, но этого недостаточно".
Объемы ежедневной работы резко возросли, ибо глобализация потребовала более тесной интеграции работы и личной жизни. Сегодня в утренние часы, еще до прибытия в офис, большинство людей выполняет больше работы, чем средний сотрудник 50-х годов за целый день: прежде чем выйти из дома, человек принимает сообщения электронной почты, прослушивает сообщения голосовой почты и отвечает на них, а по дороге в офис иногда подключается к конференции WebEx с помощью устройства hands-free. Большие изменения произошли и в области коммуникационных устройств, доступных сотрудникам. В типичном офисе 1950-х годов можно было видеть пишущую машинку, бумагу и телефон, тогда как сегодня сотрудники пользуются коммуникационными приложениями, телефонами, системами конференц-связи, мобильными компьютерами, новыми устройствами (iPads, Kindle), системами Cisco TelePresence и многим другим.
Какие же выводы делает Дэйв Эванс? Чтобы сохранить гибкость, компании должны проявлять открытый подход к выбору инструментальных средств и технологий, допустимых в рабочей среде. Наиболее новаторские рабочие средства, напоминает он, не были навязаны "сверху", а пришли "снизу" - от рядовых сотрудников. Сегодня молодые сотрудники ожидают от работодателей более широкого применения социальных сетей и средств совместной работы. Электронная же почта становится уделом старшего поколения.