Как пишет газета "Известия", российские ученые уже сегодня могут остановить терроризм на транспорте. Но их разработкой впервые воспользуются в США, а не в России.
Такой вывод делают физики Физического института Академии наук (ФИАН), которые в сотрудничестве с учеными из ряда "ядерных" институтов создали уникальный фотоядерный детектор скрытых взрывчатых веществ.
"Этот детектор, - рассказал ведущий научный сотрудник ФИАН Валерий Раевский, под руководством которого велись разработки, - может быть использован как для обнаружения взрывчатки в багаже авиапассажиров, контейнерах и прочих видах закрытой тары, так и в качестве мобильного детектора взрывчатых веществ для гуманитарного разминирования местности".
На недавней ежегодной конференции "Единой России" премьер-министр РФ Владимир Путин выразил сожаление о том, "до сих пор ни у нас в стране, ни в какой-либо другой стране мира нет технических средств, которые определяли бы гексоген, пластит".
"Наш детектор вполне может распознавать гексоген, пластит и вообще все, что содержит азот и углерод", - ответил Валерий Раевский на вопрос ИТАР-ТАСС, идентифицирует ли прибор взрывчатые вещества (ВВ), которые до сих пор являлись "камнем преткновения" для антитеррористических служб.
Раевский так поясняет суть фотоядерного метода обнаружения ВВ: "При облучении взрывчатых веществ высокоэнергетичным пучком гамма-излучения в результате фотоядерных реакций на ядрах азота и углерода - химических элементах, присутствующих во всех современных ВВ и природных наркотиках - образуются короткоживущие изотопы бора и азота. Эти изотопы обладают уникально малыми временами жизни, менее 20 мс, поэтому не составляет большого труда отделить сигналы от их распада от сигналов, вызванных распадами других радионуклидов. Таким образом, можно получить информацию о наличие в веществе повышенной концентрации азота или углерода, что позволяет заподозрить присутствие взрывчатых веществ".
С помощью этой методики, заверяет исследователь, удастся получить условные "портреты" различных химических соединений. Это, в свою очередь, позволяет не только отделить сигналы безобидных веществ от сигналов, получаемых при облучении взрывчатки, но и установить конкретный ее тип.
Более того, подчеркивает Раевский, "детектор позволяет обнаруживать взрывчатые вещества, даже если они скрыты протяженными слоями различных материалов - металлов, воды, грунта и т.п. А если включить режим сканирования, это позволит определять точное местоположение ВВ и даже форму заряда".
"В настоящее время прототип будущего ускорительно-детектирующего комплекса для обнаружения скрытых взрывчатых веществ изготовлен и работает в штатном режиме", - доложил ученый, комментируя слова премьер-министра о том, что "если ваша разработка решает проблему обнаружения гексогена, она безусловно будет внедрена, даже сомнений нет".
Но на данный момент прибор, созданный в ФИАН в сотрудничестве с Институтом ядерных исследований РАН, НИИ Ядерной физики МГУ и Институтом физики высоких энергий, не получил финансирования в российском бюджете, рассказывают в ФИАНе.
Зато работа российских ученых была включена в план финансирования в рамках правительственной программы США "Инициатива в области нераспространения оружия массового поражения" и получила грант от Американского фонда гражданских исследований и разработок.
"Мы занимаемся этой темой с конца прошлого века, - рассказывает Валерий Раевский. - За все время никто в России не захотел финансировать разработку детектора, хотя о ней было известно многим, включая военных, которые вполне были в курсе дела".
Ученые, по словам Раевского, долго не отвечали на предложения американцев, проявивших пристальный интерес к прибору из России, но в конечном итоге вынуждены были пойти им навстречу.
"У нас интересовались многие, но финансировать работы никто не взялся", - отметил сотрудник ФИАН, подчеркнув одновременно, что хоть "американцы и работают вместе с нами, без нас внедрить они ничего не смогут".
Тем не менее, в течение ближайшего года планируется осуществить сооружение рабочей установки на территории США.
"По расчетам американских специалистов, даже одна детектирующая установка сможет обеспечить работу самого большого в Нью-Йорке аэропорта им.Кеннеди", - рассказывает руководитель проекта.
Для того, чтобы в течение наиболее приемлемого времени обеспечить такими установками все (2030) аэропорты США, необходимо будет выпускать около 200 установок в год.
Уже есть заказы и от других стран, в частности, от Саудовской Аравии, Малайзии и Турции. "От России же заказов нет", - разводят руками российские физики.