От технологии радиочастотной идентификации не скрыться нигде: RFID-метки можно обнаружить в сорочках от Prada, в которых щеголяют бизнесмены делового центра Нью-Йорка, и даже на полочках ванных комнат - в коробочках с бритвенными лезвиями и станками от Gillette. Маленькие метки, использующие радиочастоты для передачи информации о товаре, приходят на смену традиционному штрих-коду и, по оценкам специалистов высокотехнологического сектора, в конце концов станут самой популярной технологией отслеживания товаров в розничной торговле. Однако это может произойти не в столь скором времени - радиометки пока дороги и все еще технологически несовершенны, утверждают специалисты.
Если штрих-код срабатывает с вероятностью 99%, то с радиометками все далеко не так хорошо - из-за сложностей с передачей чистого радиосигнала. Учитывая стоимость самой метки - от 20 до 30 центов за штуку, - для большинства компаний радиочастотная идентификация - дорогое пока удовольствие. Для более широкого внедрения технологии радиочастотной идентификации цены на радиометки должны упасть ниже 5 центов за штуку, утверждают специалисты, что возможно лишь при большем объеме их выпуска.
RFID-технология находится еще на самых ранних стадиях своего развития и своих реальных возможностей, но она сулит заманчивую возможность непрерывно отслеживать наличие товаров в каналах сбыта по фасонам, цвету, размерам - вместо теперешней системы, когда все данные обновляются в какой-то определенный момент времени. Процесс учета товаров станет более быстрым, достоверным и эффективным, чем система учета с помощью штрих-кодов, поскольку отпадет потребность в распаковывании и ручной проверке каждого товара. Это позволит компаниям существенно сократить расходы и повысить эффективность бизнеса.
Как бы там ни было, RFID-метки уже используют многие розничные сети, в том числе Prada, Procter & Gamble, американский Wal-Mart и британский Tesco, Benetton, американское подразделение французской компании Michelin, специализирующейся на выпуске шин и карт автодорог, американская авиакомпания Delta Air Line и многие другие.
Wal-Mart и Минобороны США призывают своих поставщиков использовать радиометки, объясняя это тем, что в ближайшие несколько лет эта технология будет применяться более широко. Они даже назначили крайний срок внедрения RFID-технологии для своих поставщиков - это январь 2005 года. Ведущие 100 поставщиков Wal-Mart 4-5 ноября встретятся в Арканзасе, чтобы обсудить особенности внедрения технологии радиочастотной идентификации. По словам наблюдателей, установленный Wal-Mart срок - скорее, призыв к действию, а не обязательное требование, которое все поставщики все равно не смогут выполнить столь скоро, еще и потому, что на рынке пока не найти такое большое количество радиометок.
Общепризнанными в мире специалистами в области технологии радиочастотной идентификации считаются японские компании. По некоторым данным, компания Hitachi, к примеру, разрабатывает микроскопический RFID-чип, который будет встраиваться в купюры евро в качестве дополнительной меры безопасности.
Использование радиометок вызывает споры о нарушении неприкосновенности частной жизни, особенно, когда RFID будет использоваться якобы для обеспечения национальной безопасности. Это все навевает ассоциации с тотальной слежкой в стиле "Большого Брата" или всепроникающей рекламой из фильма <Особое мнение>. Прецеденты уже были - американская организация Caspian, ведущая борьбу за невмешательство супермаркетов в частную жизнь людей, призвала к всемирному бойкоту продукции Gillette, одной из первых в мире компаний, решившихся использовать RFID-маркировку продукции. В рамках эксперимента по оптимизации продаж в британском супермаркете Tesco недовольство покупателей вызвал тот факт, что человек, взявший с полки упаковку с бритвой Gillette, сразу попадает в поле зрения видеокамеры, которая отслеживает его путь до выхода из магазина. Gillette, естественно, отверг эти обвинения$ компания делает упор на то, что RFID-маркировка была введена исключительно в целях оптимизации торговой цепочки.
Что же касается вживления радиометок людям, то в США эта практика существует уже не первый год, разрешены они и в Мексике: компания Applied Digital Solutions (ADS) еще весной 2002 года получила возможность продавать микрочипы под кодовым названием VeriChip, вживляемые человеку и содержащие его идентификационный код. Этот код может быть связан с базой данных, в которой находится информация любого рода, в том числе и медицинские данные. Для многих семей, где есть тяжело больные люди (дети, страдающие аутизмом, детским церебральным параличом или синдромом Дауна, пожилые люди с синдромом Альцгеймера), такой чип - это возможность вовремя получить медицинскую помощь, найти потерявшегося человека, пока он не попал в беду. Особенно это касается тех случаев, когда сам больной не может рассказать врачу о своем состоянии, указать свое имя и координаты родственников. Теоретически, чип может служить средством получения докторами информации о хирургически вживленных пациенту приборах - к примеру, электронных стимуляторах сердца и искусственных суставах. Чипы могут нести информацию о том, где и когда данные устройства были имплантированы пациенту и каким образом осуществлялось лечение.