Тем, кто отвечает за управление компьютерами, сетями и программным обеспечением, сегодня не позавидуешь. Лицом к лицу сталкиваясь с реальностями второго этапа развития Интернета, они чувствуют себя так, словно находятся между молотом и наковальней: с одной стороны - сотрудники, все настойчивее требующие доступа к новым, развивающимся с космической скоростью технологиям, а с другой - необходимость стоять на страже интересов компании в том, что касается контроля и защиты существующих информационных и вычислительных ресурсов, которые не всегда вписываются в гибкие, стремительно меняющиеся методы Web 2.0.
Как же быть в этом случае? Ответ Cisco, как всегда, выражается одним словом - "сеть". Впрочем, 24 сентября лидер мировой индустрии сетевых технологий предъявил еще один козырь в виде новой программной услуги для полномасштабной коммуникационной "платформы" Web 2.0. По утверждению руководителей компании Cisco, это позволит ИТ-специалистам избежать многих проблем, связанных с традиционным программным обеспечением.
Услуга под названием Cisco WebEx Connect сочетает в себе опыт WebEx (дочерняя компания Cisco) в сфере программного обеспечения с лучшими в отрасли решениями Cisco в области сетевых технологий и унифицированных коммуникаций. В частности, Cisco WebEx Connect использует компьютерную методику SaaS (software as a service - программное обеспечение как услуга), которая, в свою очередь, входит в состав более широкой концепции "Cloud Computing" (вычисления в Интернете). SaaS привлекательна тем, что позволяет ИТ-отделам избавиться от проблем, связанных с установкой и поддержкой "толстых" программных клиентов на каждом настольном и мобильном компьютере.
SaaS: новая модель
Новые технологии, поддерживающие виртуализацию и расширяющие полосу пропускания, помогают Cisco и другим поставщикам приложений SaaS использовать огромные возможности эффекта от повышения масштаба и предоставлять заказчикам существенные финансовые и технические преимущества за счет доставки программных услуг через Интернет. SaaS существенно облегчает использование приложений в мобильном режиме, в том числе совместное использование этих приложений сотрудниками, партнерами и клиентами, находящимися за пределами корпоративной сети, говорит старший аналитик из исследовательской фирмы Yankee Group Research Зевс Керравала (Zeus Kerravala), подчеркивая, что "сегодня корпоративная сеть должна быть доступна везде". По его словам, заранее настроенная архитектура приложений, предоставляемых по принципу платной услуги, весьма привлекательна для перегруженных работой ИТ-специалистов: "Конечно, все можно разработать самостоятельно, но это требует много времени, денег и специалистов, а где их взять?"
С помощью Cisco WebEx Connect заказчик может приобрести все необходимое у одного поставщика. Кроме того, эта прикладная платформа позволяет изучить возможности Web 2.0 с любой удобной скоростью. Организации могут начать со стандартных приложений WebEx, предоставляемых на правах хостинга, и постепенно перейти к широкому кругу приспособленных к индивидуальным нуждам заказчика и управляемых им самим унифицированных коммуникаций и средств совместной работы. "Мы не поставляем все типы коммуникационных приложений, которые могут понадобиться заказчику, но мы их поддерживаем, - отмечает старший вице-президент подразделения Cisco по разработке программных средств для совместной работы Дуг Деннерлайн (Doug Dennerline). - Если, к примеру, вам нужен виджет для голосовой почты, вы сможете его подключить".
Первая версия Cisco WebEx Connect работает в среде Microsoft Windows. На рынке уже появилась html-версия (абонентская плата составляет 48 долл. США в месяц), кроме того, доступна пробная версия, которой можно бесплатно пользоваться в течение 30 дней. В 2009 году выйдут версии для Интернета и мобильных устройств. Дуг Деннерлайн считает, что планы Cisco в отношении технологий Web 2.0 "весьма амбициозны", но выполнимы. По его мнению, богатый опыт Cisco в области сетевых технологий, дополненный открытой и гибкой прикладной платформой WebEx, создает отличные предпосылки для того, чтобы воспользоваться новыми и будущими коммуникационными технологиями, рождающимися в Интернете.
Архитектура Cisco WebEx Connect создает простые и гибкие возможности для внедрения функциональности Web 2.0. Руководители Cisco убеждены, что эта платформа для совместной работы поможет ИТ-специалистам избавиться от бессонных ночей. Как подчеркивает Дуг Деннерлайн, интегрированные в Cisco WebEx Connect функции безопасности, управления доступом и поддержки корпоративных политик надежно защищают вычислительные и информационные ресурсы компании, независимо от того, какими методами коммуникаций пользуются ее сотрудники.
Марк Левитт (Mark Levitt), вице-президент по вопросам совместной работы и стратегии Enterprise 2.0 из аналитической компании IDC, напомнил, что ИТ-отделы уже испытали нечто подобное проблемам Web 2.0 в конце 1990-х годов, когда на рабочие места стали проникать технологии мгновенных сообщений. Поначалу, по словам Левитта, ИТ-менеджеры не хотели поддерживать новую технологию, рожденную в Интернете: "Они говорили: это домашняя, плохо защищенная технология, тогда как у нас есть электронная почта". Сотрудники, тем не менее, находили всевозможные лазейки, чтобы пользоваться удобной коммуникационной технологией, и в конце концов компании поняли, что нужно не запрещать, а поддерживать то, что действительно нужно специалистам. "Этот опыт потряс ИТ-отделы до основания, - считает М.Левитт. - Они осознали, что старый метод тотальных запретов уже не работает".
Печальный опыт борьбы с мгновенными сообщениями был лишь первой ласточкой. Сегодня ИТ-отделы сталкиваются со множеством новых технологий Web 2.0 - от Web-видео и социальных сетей до википедий и гибридных приложений (mash-up). Имея ограниченные ресурсы, компании не в состоянии определить, как лучше использовать новые коммуникационные возможности, и возникает противоречие. С одной стороны, компании хотят, чтобы сотрудники были довольны и работали с высокой производительностью, а с другой стороны, им необходимо сохранять контроль и поддерживать безопасность вычислительных ресурсов и информации.
Предоставляя компаниям средства сетевого управления вместе с гибкой многофункциональной прикладной платформой, Cisco с помощью WebEx Connect надеется разрешить противоречие Web 2.0. Как образно выразился Дуг Деннерлайн, "мы предоставляем ИТ-руководителям и кнут, и пряник".
Растущий рынок
Cisco вкладывала и продолжает вкладывать большие средства в развитие данной технологической области. Сетевой гигант приобрел более 15 поставщиков технологий совместной работы, включая компанию WebEx Communications, которая была куплена в 2007 году за 3,2 млрд долларов. В сентябре 2008 года был приобретен поставщик решений для электронной почты и календарей PostPath, а вслед за этим Cisco объявила о намерении сделать то же самое в отношении производителя программного обеспечения для мгновенных сообщений и контроля доступности (Presence) - компании Jabber.
По мнению Марка Левитта, поскольку большинство компаний вложило большие средства в разные коммуникационные системы, в будущем они будут полагаться на технологии разных поставщиков и в области средств совместной работы, чтобы не привязываться к какой-то одной технологии и сохранять свободу выбора в условиях непрерывного технологического развития. Деннерлайн же, напомнив, что в течение последних лет Cisco целенаправленно открывала свою технологию унифицированных коммуникаций для внешних разработчиков, подчеркивает: "Решение Cisco WebEx Connect изначально открыто для разработчиков из других компаний".
Хотя рынок Web 2.0 считается сложным и остроконкурентным, отраслевые аналитики признают, что Cisco имеет здесь явное преимущество над конкурентами, заключающееся в ее богатом сетевом опыте. Как заметил Зевс Керравала, "чем глубже вы встраиваете функции в сеть, тем лучше они масштабируются".