На уроке поэзии школьники разбирают особенности японского стихосложения хайку, но, вместо того, чтобы писать слова на бумаге, они рисуют образы, используют видео и музыку, и их стихи оживают! Потом начинается урок геометрии, где, не прикасаясь к линейке и циркулю, ученики рисуют фигуры на экране компьютера. При изучении общественных наук они готовят мультимедийные презентации о жизни зарубежных стран с видеофрагментами, загруженными через Интернет...
Так выглядит обычный учебный день в школьном округе N 23 канадской провинции Британская Колумбия. Занятия в 44 школах этого округа посещают 20 тысяч учащихся, проживающих в районе города Келовна. Округ имеет отличную репутацию, но его руководители не хотят стоять на месте. "Если посмотреть на обычный класс любой североамериканской школы, вы увидите, что за последние 50 лет там практически ничего не изменилось, - утверждает Джон Ревер (Jon Rever), директор 23-го школьного округа по технологиям и образовательным услугам. - Мы же хотим, чтобы учителя по-новому учили, а дети - по-новому учились".
В округе разработали программу Together iLearn (можно перевести как <Учимся вместе, используя информационные технологии>), в рамках которой учащиеся 7-12 классов получили собственные мобильные компьютеры (ноутбуки), а школы ввели программу цифрового обучения, использующую все возможности новейших технологий. Кроме того, руководители округа внедрили в школах новаторские учебные средства: приложения Microsoft Office, цифровые энциклопедии, Web-ресурсы и множество специализированных учебных приложений по математике, другим научным дисциплинам и английскому языку.
Чтобы сполна раскрыть весь этот потенциал, округу потребовалась мощная технологическая инфраструктура в виде высокопроизводительной, безопасной и хорошо управляемой беспроводной сети, способной обеспечить надежную связь с каждой школой. "Бюджеты школьного образования не позволяют содержать большой штат технических специалистов, - говорит Ревер. - Между тем наши технологические потребности все время росли, и мы решили внедрить решения, которые можно было бы контролировать из единого центра, не прибегая к помощи специалистов на местах".
Внимательно изучив различные варианты, руководители округа выбрали решение Cisco для поддержки всей беспроводной инфраструктуры, а также решения Cisco для маршрутизации, коммутации, безопасности и управления программой iLearn. "Первые полгода мы работали с другой беспроводной технологией, но тут вдруг поставщик поменял направление деятельности, и мы поняли, что нам нужен надежный партнер, на которого можно положиться в долгосрочной перспективе, - рассказывает Дэйв Норриш (Dave Norrish), технический координатор из отдела обучающих технологий школьного округа N 23. - Думаю, мы не ошиблись, выбрав компанию Cisco, считающуюся законодателем мод в области беспроводных сетей".
Немаловажную роль сыграла и высокая надежность решений Cisco. "Технология, используемая в учебном процессе, должна быть особо надежной, - считает Джон Ревер. - При первом же сбое учитель положит вашу технологию на полку, чтобы никогда к ней не возвращаться. Школам нужны непрерывные подключения и высочайшая производительность систем. Решения Cisco соответствуют этим требованиям".
Сетевую основу программы iLearn составили коммутаторы Cisco Catalyst 3560 и Cisco Catalyst 2960, а также несколько маршрутизаторов Cisco. Коммутаторы Catalyst предоставляют исключительно широкую полосу пропускания и высокую производительность для поддержки самых ресурсоемких учебных приложений. Кроме того, они обладают современными функциями QoS, которые необходимы для поддержки будущих приложений, связанных с передачей голоса и видео по каналам IP. Беспроводной доступ в каждом классе и каждой школе округа обеспечивают более 400 устройств Cisco Aironet 1130 и 1230. Точки доступа связаны с маршрутизаторами и коммутаторами Cisco, а также с системами управления, которые позволяют управлять всей проводной и беспроводной инфраструктурой из штаб-квартиры школьного округа. <Хотя мы развернули множество инфраструктурных систем с широкой функциональностью, благодаря решению Cisco нам не пришлось увеличивать штаты>, - подчеркнул Джон Ревер.
Особое внимание при внедрении программы iLearn было уделено безопасности школьной технологической инфраструктуры. Сегодня, когда подростки свободно разгуливают по всемирной паутине, угроза заражения школьного ноутбука с последующим распространением хакерской атаки на всю сеть весьма реальна. Поэтому на каждом мобильном компьютере, введенном в эксплуатацию в школьном округе N23, установили систему безопасности Cisco Security Agent*. В округе это решение применяется не только для мониторинга операционных систем, но и для управления поведением пользователей. Так, например, школьникам запрещено устанавливать некоторые программы и приложения, которые могут нанести вред компьютерам или сети. "Если б мы установили традиционный антивирусный продукт, - замечает Норриш, - нам пришлось бы регулярно обновлять его на всех компьютерах без исключения. В школьной среде это просто невозможно. Cisco Security Agent обеспечивает нам высокий уровень безопасности, избавляя при этом от необходимости регулярно обновлять ПО".
Для защиты штаб-квартиры и центра обработки данных школьного округа в качестве межсетевого экрана используется Cisco ASA (Adaptive Security Appliance - адаптивное устройство безопасности). Кроме того, в центре обработки данных установлено устройство Cisco NAS (Network Admission Control - средство контроля сетевого доступа). Оно проверяет все устройства, пытающиеся подключиться к школьной сети (в том числе гостевые), на соответствие правилам безопасности. Поскольку все решения построены на технологиях Cisco, они работают как единая адаптивная система безопасности. По словам Дэйва Норриша,
Технологическая инфраструктура Cisco и поддерживаемые ею новаторские приложения iLearn обслуживают 4 тысячи школьников, получивших доступ к ресурсам, средствам групповой работы и режимам обучения, которые недоступны при традиционной школьной методике. В результате учащиеся, занимающиеся по программе iLearn, усваивают знания по чтению и математике вдвое быстрее, чем в традиционном классе. Кроме того, получив возможность с помощью новой технологии самостоятельно подключаться к источникам информации, школьники проявляют все более творческий подход к выполнению учебных заданий. "В обычной школе главный источник знаний и информации - учитель, - напоминает директор средней школы Mount Boucherie Лайза Маккаллоу (Lisa McCullough). - В рамках же программы iLearn ученики могут добывать информацию самостоятельно. В результате мы видим, как школьники все глубже вовлекаются в учебный процесс".
Руководители округа убеждены, что уникальное сочетание новаторских учебных приложений и лучшей в своей категории сети Cisco поможет подготовить школьников к учебе в вузах и успешной работе по их окончании. "Осваивая современную компьютерную технику, дети приобретают полезные навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни, - считает Джон Ревер. - Они приучаются использовать системы, которые наверняка встретятся им на работе, привыкают творчески подходить к решению проблем, применять современные средства сотрудничества и общения. Как раз такие работники нужны сегодня работодателям. Думаю, наша система обучения окажет немалое влияние на развитие общества".
В ближайшие месяцы ИТ-специалисты школьного округа N 23 будут наращивать сетевые решения и системы безопасности Cisco, повышать их производительность, управляемость и защищенность. Во всех школах округа старые коммутационные платформы будут заменены на коммутаторы Cisco Catalyst. Кроме того, во всех школах будет внедрено решение Cisco NAC. Оно обеспечит безопасный гостевой доступ и создаст условия для защиты школьной сети в будущем, когда учащимся разрешат приносить на занятия собственные компьютеры. Тем временем в округе строится новая школа, насыщенная технологиями Cisco.
"Мы не просто предоставим ученикам беспроводной доступ, - говорит Джон Ревер, - а установим в школах решение "голос поверх IP" (VoIP) и рассмотрим возможность использования сетевых систем с публичной адресацией. Мы взяли на вооружение стратегию Cisco "Сеть, объединяющая людей", поскольку видим, какую пользу она приносит учащимся" .