Зачем суют фигу в карман? Что за услуги может оказать личный демон и почему он опаснее домового? Обладают ли стихи сверхъестественной силой? Ну и, разумеется, порча - куда без нее... Таков неполный перечень тем научной конференции "Пространство колдовства", состоявшейся в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ).
Социоантропологи, филологи, фольклористы обсуждали существующие практики, которые порой кажутся парадоксальными. Например, хвала и хула обладают сходной магической силой. И даже родителям, подходя к младенцу, лучше сунуть спичку в рот и молчать, чтобы случайно не "сглазить" дитя.
Сегодня колдовство существует у 122 этносов - то есть практически во всем мире. Но формы его различны. Например, в Азии и Южной Америке люди не боятся сглаза. Другое дело - Россия. Исследователи Инна Веселова и Юлия Мариничева обнаружили, что в селах Вологодской области спичка во рту - не единственное средство борьбы с "дурным глазом". Если кто-то восхищается ребенком, матери следует постучать друг о друга костяшками кулаков и сплюнуть. А еще лучше сунуть одну или обе руки в карман, сложить фиги и молча пожелать в ответ: "Жаба тебе в рот!". Восторгавшийся начнет кашлять. Среди других методов используется сажа - ею мажут детей за ухом.
- Представления о рациональности мышления современной деревни сильно преувеличены, - заявил в РГГУ другой ученый, Андрей Степанов.
Он тоже побывал на Русском Севере и пришел к выводу: магия по-прежнему остается основой мировоззрения, а знахари, колдуны, ведуны остаются медиаторами связи между мирами. И пользуются огромным авторитетом. В одном селе светский сельский праздник не начался, пока местная ведьма бабушка Марфа не явилась. И даже чиновники из райцентра покорно ждали ее появления. При этом местные жители явно боятся своих колдуний. Но с удовольствием пользуются их услугами во время болезней или пропажи скота. А вот в докладе Елены Левкиевской сообщается, что некоторые граждане пытаются обзавестись богатством с помощью нечистой силы: они выводят личного демона из куриного яйца, которое следует 40 дней держать под мышкой. При этом стричься, мыться и молиться нельзя. Такой демон в обмен на душу может обогатить своего хозяина. Но в отличие от домового, обладающего собственной энергией производства богатства, демон будет приносить краденое.
На службу магии можно поставить даже поэзию. Произведения скандинавских скальдов сегодня рассматриваются как любовный приворот женщин и одновременно как наведение порчи на мужей, становившихся импотентами. Теперь понятно, чем Пушкин добивался успехов у дам. А Маяковский и вовсе признавался: "Девушкам поэты любы/ Заговариваю зубы...". Кстати, в современных пособиях по магии заговоры и привороты стали излагаться в стихах.
Ученые утверждают, что магию практикуют колдуны, овладевшие ею по собственной воле, и ведуны, получившие способности от рождения. Церковь считает колдовство грехом. Но если человек таким родился?
- Такие люди есть, - соглашается профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. - Ответ прост: не пользоваться, не развивать в себе этих свойств. Иначе из него получится слепой хирург.
Что именно толкает людей к чародеям? Ведь в обследованных районах Русского Севера есть и православные храмы, и священники. Проректор Ярославской семинарии иеромонах Сирапион (Митько) считает так: "То, что обычно называют колдовством, - пережитки язычества. Они продолжают транслироваться из поколения в поколение. Советская власть считала их наследием народной культуры и не боролась с ними в отличие от Церкви". Отец Сирапион сравнивают магию с опохмелением алкоголика: "Она дает лишь временное облегчение и все глубже затягивает в бездну".
- Не следует думать о порче, колдунах и прочих суевериях, - говорит представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко. - Надо вести благочестивую жизнь. При крещении плюют на сатану. Так зачем же забивать себе голову его проделками? А популярность колдунов объясняется прежде всего тем, что церковная жизнь требует от человека большого труда, а магия - никакого, заплатил и получил.