Cisco - единственная из 500 крупнейших промышленных компаний США, в девизе которой ("Changing the Way We Work, Live, Play, And Learn" - <Изменяя образ работы, жизни, развлечений и обучения>) присутствует слово <обучение>. В преддверии нового учебного года Cisco отмечает две важные тенденции, которые все ярче проявляются в области школьного образования. Школы все чаще рассматривают технологию как стратегически важный компонент системы образования. Технология помогает учителям, школьникам и их родителям общаться и получать персонализированный доступ к нужной информации, повышать интерактивность и эффективность обучения, лучше мотивировать учеников и создавать более безопасную среду в школах и населенных пунктах.
В США развитие систем безопасности связано с участившимися случаями нападений на школы, учеников и преподавателей. В связи с этим руководители американских систем образования пересматривают традиционные процедуры безопасности, разрабатывая более эффективные способы реагирования на чрезвычайные ситуации самых разных типов. При этом учитывается, что современные технологии могут значительно повысить уровень безопасности в школах. "До того, как мы стали сотрудничать с Cisco, каждый учитель должен был знать, где находится ближайший телефон, по которому в случае чего можно было бы позвонить, - говорит Лэнс Маккатчен (Lance McCutchen), директор по сетевым услугам компании Arlington ISD. - Конечно, в каждой школе есть телефон общего пользования, но многие учителя больше полагались на свои сотовые телефоны. Сотовая же связь в некоторых случаях работает ненадежно. Теперь, когда мы установили решение Cisco для унифицированных коммуникаций, учителя получают помощь в любой момент практически мгновенно. Как только в учебном округе кто-то набирает номер службы спасения 911, эта информация тут же поступает всем заинтересованным лицам, а место вызова точно определяется по карте".
Недавний отчет Счетной палаты США (GAO) "Управление кризисными ситуациями в школьных округах: планирование и готовность", составленный для американского Конгресса, подтверждает эту тенденцию. В отчете перечислены основные проблемы подготовки школ к реагированию на кризисы. В 62 процентах случаев эти проблемы связаны с нехваткой оборудования, недостаточной подготовленностью персонала и неумением планировать реакцию на чрезвычайные ситуации.
В отчете GAO говорится о трудностях со связью. Отмечается, что школьным округам трудно информировать родителей о правилах безопасности до кризиса, во время кризиса и после него. Эта проблема усугубляется в случаях, когда в семьях учеников не говорят по-английски. Еще одна проблема - взаимодействие. Многие учебные заведения пользуются системами двусторонней радиосвязи, но многие из них работают на разных частотах, что крайне затрудняет взаимодействие в кризисных ситуациях. Использование же интеллектуальных технологий может решить перечисленные проблемы без замены существующего оборудования.
"До внедрения систем Cisco SchoolMessenger нашим руководителям в чрезвычайных ситуациях приходилось обзванивать всех родителей. Об отсутствии ученика на занятиях также приходилось сообщать по телефону, - вспоминает Джероми Шрик (Geromy Schrick), технический директор школьного округа Mустанг. - Теперь мы информируем родителей о текущей ситуации в автоматическом режиме, причем у нас остается семь выделенных линий и дополнительные сетевые ресурсы для реагирования на кризисы. Во время последнего кризиса вы оповестили более 5600 семей менее чем за 20 минут. Сделать это вручную просто невозможно. Кроме того, наша система оповещения интегрирована с ученической информационной системой, и мы постоянно обновляем базу данных, где содержатся адреса учеников и родителей".
Cisco предложила всем американским школам обновить свои системы безопасности. Школы должны активнее сотрудничать с правоохранительными органами, местными высшими учебными заведениями и государственными органами с тем, чтобы создать единую систему реагирования на случаи насилия в школах и городах, на стихийные бедствия и техногенные катастрофы, а также на мощные хакерские атаки в киберпространстве.
"Школы признают необходимость сотрудничества со службами спасения и разработки совместных планов действий в любых чрезвычайных ситуациях, - заявил Филлис Микель (Phylis Miquel), менеджер Cisco по решениям для системы образования. - Использование новых технологий и современных систем управления для планирования позволит школам четко и быстро реагировать на кризисы любого типа".
Другая подмеченная Cisco тенденция состоит в ширящемся использовании видеотехнологий. Видео давно используется в школах для наглядной демонстрации различных событий. Учителя не понаслышке знают об эффективности видео в сфере образования и о том, как сильно эта технология облегчает усвоение материала и повышает мотивацию обучаемых.
За последние годы видеотехнологии перешли с традиционных носителей (магнитных лент и дисков DVD) на цифровые методы распределения. Домашние пользователи знают эту тенденцию и широко пользуются услугами "видео по требованию", сайтом YouTube и местными новостными каналами. Школы также понимают преимущества, которые сулит развитие видеоресурсов, но им знакомы и трудности, стоящие на этом пути: сперва нужно построить IP-сеть и развернуть услуги интернет-доступа, кроме того, нужно обучить преподавателей и учеников навыкам создания и распределения видеоконтента.
По мнению Cisco, использование видео в школах развивается в двух направлениях. Видеотехнологии используются в классах для поддержки учебного процесса, а также для административных целей и повышения квалификации преподавателей. Исследование использования новых технологий в школах США, проведенное в 2006 году компанией Grunwald Associates, показало, что 93% учителей используют видеотехнологии и телевидение на своих уроках.
"Распределение видеоконтента по сетям IP резко меняет способы доведения информации до учеников и учителей, - отмечает Рэнди Бассет (Randy Bassett), технический директор учебного округа Фонтана. - Мы перешли на IP, когда обнаружилось, что стоимость прокладки видеокабелей для традиционной видеосистемы в одной школе равняется стоимости внедрения IP-технологий во всех 45 школах нашего округа. Чем шире вы используете видео на уроках, тем больше у вас оснований для перехода на IP. Эта технология отличается большой гибкостью и обеспечивает простоту хранения и классификации данных. Доступ к данным по каналам IP работает проще и удобнее, чем доступ к магнитным лентам и дискам DVD. Кроме того, с помощью IP любой учитель может передать свой контент на любое рабочее место".
Cisco разработала собственный курс по обучению технологии "видео поверх IP". Этот курс помогает учителям, административным работникам и ученикам (то есть любым пользователям на любом уровне) научиться создавать и распределять информацию в видеоформате. Курс Cisco Video IP предоставляется бесплатно без предварительных условий и послепродажного мониторинга. Его можно скачать со страницы
https://tools.cisco.com/gdrp/coiga/showsurvey.do?surveyCode=1499&keyCode=143720_3.
"Наши заказчики давно используют видео, но им было трудно самим создавать видеоматериалы, демонстрировать их в классах и распространять среди коллег, - отмечает Чарльз Фейдл (Charles Fadel), руководитель глобальных программ образования в компании Cisco. - Создание собственного видеоконтента можно назвать одним из главных навыков XXI века. Наша компания понимает, какую огромную роль могут сыграть видеотехнологии в школах и за их пределами. Мы разработали свой курс, чтобы помочь учителям быстро и легко создавать и распределять цифрове видео по требованию. Наша цель состоит в том, чтобы показать учителям и ученикам, как создавать увлекательную среду для обучения и обмена инфомрацией. Это и будет сеть, объединяющая людей (Human Network)*, в полном смысле этого слова".