В Санкт-Петербурге в пятый раз прошел фестиваль науки и технологий Geek Picnic. Два дня на Елагином острове - одном из самых красивых парков Северной столицы - демонстрировались научные опыты, проводились мастер-классы, читались лекции, ползали огромные механические пауки, и над всем этим летали квадрокоптеры. Генеральным партнером мероприятия выступила компания PayPal. Пользуясь случаем, корреспонденту "Yтра" удалось поговорить с главой PayPal в России и Белоруссии Владимиром Малюгиным о развитии электронной коммерции в стране и о последних законодательных инициативах, затрагивающих эту отрасль.
Каковы цели и задачи таких научных фестивалей, как Geek Picnic? Почему компания PayPal так активно поддерживает именно это мероприятие?
Основная цель - популяризация достижений в науке и новых технологий. Участники не просто выставляют свои модели, они приезжают с паяльниками и прямо на глазах посетителей собирают те механизмы, которые демонстрируют. И нам это мероприятие очень близко по духу - по духу тех участников, которые предоставляют свои продукты, и той аудитории, которая сюда приходит. Сегодня PayPal - глобальная компания, а 16 лет назад это был никому неизвестный стартап, организованный в Калифорнии как раз несколькими гиками - то есть именно такими людьми, которых собирает этот фестиваль. И нам хочется верить, что те компании, которые выставляют сегодня свои идеи на Geek Picnic, - это технологические гиганты завтрашнего дня. С другой стороны, та аудитория, которая сюда приходит, - наши пользователи. И в авангарде этих пользователей достаточно большой сегмент гиков, людей, которые всегда стремятся к чему-то новому, более технологичному.
Каково сегодняшнее состояние российской науки? Так ли все катастрофично, как принято думать?
Мне кажется, не все так печально и критично, хотя многое движется на энтузиазме отдельных людей. Иногда это находит государственную или коммерческую поддержку. Мы со своей стороны стараемся внести посильную лепту.
Как развивается рынок онлайн-платежей и электронная коммерция в России?
Рынок электронной коммерции сегодня, если смотреть в процентном соотношении от общего объема платежей в России, все-таки еще не очень велик, но его отличает высокая динамика развития. Он растет со скоростью от 20% до 30% из года в год. В 2012 году количество пользователей интернета в России перевалило за 70 миллионов. Мы совсем недавно совместно с компанией Data Insight провели исследование, опросив 2,5 тысячи пользователей, и выяснили, что почти 95% за последние 12 месяцев совершили какие-то действия, связанные либо с выбором товара, либо с его покупкой в интернете. Из них свыше 60% совершали покупки в Сети - это более 40 миллионов человек. И 50% совершили оплату в интернете. Цифры очень внушительные. Также меня впечатлили цифры, которые касаются развития переносных устройств и мобильных платежей. Принято было считать, что объем мобильных платежей в России не превышает 1 - 2%. Данные нашего исследования показали, что эта цифра сегодня ближе к 8%. При этом глобально по итогам 2013 года мобильные платежи через PayPal составили $27 млрд при общем объеме $180 миллиардов (15%). Так что динамика есть. Хотя сегодня еще очень большое количество платежей осуществляется в наличном пространстве. Этому есть много исторических предпосылок. Одна из них заключается в том, что у людей нет доверия - либо к продавцу, либо к тому механизму оплаты, который он использует. А наличные - они в руке.
Как вы оцениваете перспективы появления в России национальной платежной системы? Как могут отразиться на деятельности других платежных сервисов, в том числе PayPal, предполагаемые ограничения в данной сфере?
Сегодня на нас это никак не отражается. Мы в мае 2013 года получили лицензию, являемся российской небанковской кредитной организацией, абсолютно прозрачны для ЦБ, публикуем на сайте регулятора свою квартальную отчетность. Это очень здорово, на самом деле, что в России сейчас обсуждается возможность создания такой системы. Мы, как и другие игроки в этой индустрии, высказывали неоднократно свою готовность участвовать - помогать, делиться опытом. Мне кажется, сообща много чего можно сделать. Пример тому - совместная работа в области модификации закона об идентификации (поправки в ФЗ N115 и N161, ограничивающие возможность использования анонимных платежей в интернете в рамках борьбы с отмыванием доходов и финансирования террористической деятельности).
Первоначально лимиты были очень низкими, механизмы для идентификации, поддержания бизнеса в интернете сильно ограничивались. Но в результате достаточно продолжительной и скрупулезной работы, после четырех месяцев плотного взаимодействия игроков рынка, ЦБ и различных комитетов был создан институт упрощенной идентификации. Вот удачный пример того, как можно работать с законодательной инициативой и приходить к положительному результату. Вопрос ведь не в том, что люди не хотят предоставлять свои данные. Вопрос в том, чтобы сделать это просто, быстро, безопасно, через одну систему, которая позволит человеку, пройдя индентификацию однажды, использовать ее в других местах для совершения других транзакций. Тогда на рынке это практически не отразится. Если же приходится проходить идентификацию на каждом этапе для каждой системы отдельно, безусловно, на развитие финансового рынка это повлияет негативно.
Еще одна важная законодательная инициатива последних дней - запрет на хранение данных россиян за рубежом. Действительно ли в таком случае наши граждане не смогут самостоятельно бронировать гостиницы, билеты и другие услуги на зарубежных сервисах?
В контексте того, как это сформулировано сейчас, это предоставляет определенные сложности. Но данное требование вступает в силу с сентября 2016 года. Так что у нас еще есть два года на то, чтобы найти компромиссные варианты. Сегодня PayPal как глобальная система работает на более чем 200 рынках, у нас есть глобальные хранилища данных, где достигается очень высокий уровень их защиты. И, наверное, цель законодателей заключалась не в том, чтобы заставить такие компании, как PayPal, создавать массу хранилищ по всему миру. В этом случае достичь того уровня защиты, как сегодня, будет очень сложно из-за большого дробления. И не думаю, что законодатели хотели ограничить для клиентов использование сервисов по бронированию гостиниц, билетов или автомобилей. Мне кажется, они просто старались обезопасить российских пользователей, дать им возможность спокойно совершать транзакции, будучи уверенными, что их данные хорошо защищены.
Поэтому мы надеемся в течение двух лет договориться с ЦБ и законодателями о том, каким образом добиться поставленных ими целей и задач в таком варианте, который приемлем для всех игроков на российском рынке. Чтобы не затронуть бизнес, но при этом обеспечить высокий уровень защиты данных. Есть масса технологических решений, которые позволяют это сделать. Тот пример, который я привел ранее, дает шанс надеяться, что такой компромисс возможен.