Мы живем в эпоху революционных технологических изменений. Было бы глупо полагать, что IT-индустрия никак не повлияет на развитие современных мегаполисов. Редакция CRN/RE представляет пять наиболее перспективных технологий, которые могут изменить города, в которых мы живем, до неузнаваемости уже в ближайшие десять лет.
Дома, распечатанные на 3D-принтерах
Голландская компания DUS Architects уже разрабатывает проекты жилых домов, которые будут строить не гастарбайтеры, а огромные 3D-принтерах. Преимущества таких домов очевидны. Во-первых, для создания новых архитектурных форм больше не придется переучивать строителей. Во-вторых, такие дома дешевле. В-третьих, дома будут производиться из специального пластика, который затем можно будет легко использовать для переработки. Когда изменится, например, план города, и какие-то дома придется сносить. Кроме того, пластик этот будет изготавливаться из экологически чистых материалов, представляющих собой отходы пищевой промышленности. Это значит, что с появлением таких домов наш мир станет экологичнее, мобильнее, а квартиры в нем подешевеют.
Все дома <поумнеют>.
Скорость, с которой развиваются технологии для <умных> домов, просто поражает. Вполне вероятно, что уже лет через десять все потребители в развитых странах будут использовать те или иные гаджеты для <умных> домов: будь то замки, открывающиеся с помощью iPhone, подключенные к интернету бытовые приборы и лампы освещения, или системы интеллектуального наружного наблюдения. Сегодня массовой популяризации таких технологий мешает отсутствие единого стандарта: разные <умные> домашние гаджеты плохо совместимы друг с другом. Но поскольку Apple уже запустила экосистему HomeKit, а Google приобрела разработчиков термостатов Nest, можно представить, что скоро в этом направлении будут двигаться все производители электронных девайсов. Это, в свою очередь, приведет к стандартизации и удешевлению таких гаджетов. А значит, управлять всеми системами в доме уже через несколько лет станет возможно через смартфон.
Города без служб доставки
Массовому появлению дронов гражданского назначения мешают только регуляторы. В США, например, у производителей беспилотных летательных аппаратов с четкой функциональностью (не игрушки) нет лицензий Федерального управления гражданской авиации. Ведомство их просто не выдает. Но рано или поздно законодательные <тормоза> работать перестанут, и все современные города моментально заполнят беспилотники. Они заменят разносчиков пиццы, курьеров интернет-магазинов, репортеров (зачем быть на месте события, если туда безопаснее и проще отправить дрон?) и, возможно, официантов в недорогих кафе.
Автономный транспорт и отсутствие пробок
Интерес к автономным автомобилям постоянно растет. Элон Маск, глава компании Tesla Motors, уже пообещал, что новое поколение их электрического седана будет на 98% полностью автономным. Это значит, что у его машин будет руль и педали, но в большинстве случаев пользоваться ими нужды не будет.
Google решила пойти еще дальше и самостоятельно займется выпуском автономных двухместных автомобилей, которым вообще не нужны водители. Пользователь сядет в такой автомобиль, обозначит нужный адрес на карте Google Maps, и спокойно откинется с книгой или айпэдом на кресле авто.
Volvo обещает запустить собственные автопилотные машины уже в 2017 году. По этому же пути двигаются и другие автомобильные производители, но точных сроков появления беспилотников они не называют.
Мегаполисы могут вообще исчезнуть.
По крайней мере, так считает известный ученый, лауреат Притцкеровской премии Тоёо Ито. Он считает, что люди, лишенные необходимости каждый день работать в офисе, начнут переезжать из громадных, неудобных и удушливых мегаполисов в села нового типа: в них никто не будет заниматься земледелием, зато во всех будет широкополосной доступ в интернет. Более того, люди будут селиться в интересующих их городах не в зависимости от климата или каких-то других факторов, а в зависимости от комьюнити, которое им интересно. Вот Силиконовая Долина - идеальное место для айтишников. А такие же аналогичные кластеры должны будут появиться для художников, дизайнеров, журналистов, инженеров, ученых и т.д.
Ито приводит в пример бесполезность Токио: да, этот город красив, велик и безопасен. Но жизнь в нем чрезвычайно зарегулирована. Это делает его скучным. А если еще учесть, что большинство его жителей перемещается исключительно в режиме <дом-работа-дом>, то преимущества (в основном, культурно-досуговые) большого мегаполиса тают на глазах. Большинству его обитателей куда больше нравилось бы жить в своем личном комьюнити с не очень большим числом участников, зато очень чистым воздухом. Но главное: жители таких небольших поселений могли бы сами для себя придумывать удобные им законы. Свободы в таких городах, свободных от вездесущего внимания центрального правительства, было бы намного больше, чем в современных городах.
Справедливости ради стоит заметить, что Ито - не единственный ученый, который предрекает миру стремительную деурбанизацию.