Рассказывает Карлос Домингес (Carlos Dominguez), старший вице-президент Cisco по сбыту на операторском рынке США
Поставщики телекоммуникационных услуг строят сети, которые призваны не только доносить информацию, но и завлекать абонентов. Это делает поставщиков телекоммуникационных услуг жертвами собственного успеха. В течение ряда лет они прекрасно справлялись со своей задачей, создавая надежные, масштабируемые сети передачи речи и данных. В результате индивидуальные и - в несколько меньшей степени - корпоративные потребители стали относиться к ресурсам высокоскоростных сетей, как к товару. Сегодня перед поставщиками услуг стоит задача разработать и внедрить новые виды обслуживания, модели ценообразования и схемы партнерства, которые позволят им повысить свою доходность за счет предоставления услуг класса <премиум> и расширят их возможности взаимодействия с клиентами.
Глядя на потребительский рынок, мы видим, как усилия предыдущих лет начинают давать плоды. Компания Comcast, наряду с другими провайдерами, с огромным успехом обслуживает абонентов в режиме Triple Play, предлагая им по фиксированной низкой цене пакет услуг, включающий телефонию, высокоскоростной доступ в Интернет и кабельное телевидение. Компания Sprint первой предложила мобильным абонентам инновационный тарифный план, предусматривающий снижение месячной платы семьям, согласным принимать на свои мобильные телефоны рекламные объявления. А компания AT&T запускает услугу передачи на мобильный телефон или компьютер пользователя сигнала тревоги при срабатывании в его доме датчика системы безопасности.
Подобного рода услуги помогут провайдерам избавиться от образа заурядных поставщиков сетевых ресурсов и превратят их в компании, помогающие своим клиентам получать удовольствие от высококачественного комплексного обслуживания. Оплата этих услуг может осуществляться абонентами самостоятельно или совместно с теми, кто размещает онлайновую рекламу.
Чтобы завершить начатые преобразования, предстоит проделать еще немало работы. Самой трудной задачей станет модернизация платформы. В течение долгих лет необходимость содержать по нескольку узкоспециализированных сетей для предоставления разных услуг лежала на плечах провайдеров тяжким бременем. Такие сети были дороги в эксплуатации, с трудом поддавались интеграции и не позволяли гибко реагировать на изменения потребительского спроса. Именно по этой причине сегодня многие провайдеры переходят на единую сетевую инфраструктуру - проводную или беспроводную - передачи речи, данных и видеоизображения.
Строительство сетей нового поколения, работающих на базе протокола IP (IP New Generation Network, сокращенно - IP NGN) позволяет провайдерам делать то, что раньше было невозможным: осуществлять углубленную проверку IP-пакетов и выявлять закономерности в структуре трафика с тем, чтобы контролировать, собирать и обрабатывать информацию о личных предпочтениях абонентов (естественно, с их ведома и согласия). Вооружившись этой информацией, провайдеры получают возможность создавать множество ранее не реализовавшихся привлекательных и рентабельных услуг, доступных по разным каналам связи посредством широкого спектра абонентских устройств. Благодаря этому скоро мы сможем на расстоянии управлять различными домашними системами, такими как система отопления или кондиционирования воздуха. Специалисты по обслуживанию этих <интеллектуальных> систем будут по сети осуществлять их диагностику и загружать необходимое для их отладки программное обеспечение. Находясь в дороге, мы сможем с помощью средств GPS, встроенных в наши мобильные телефоны, получать информацию о местонахождении ближайших ресторанов и бронировать столики.
Видеоконференция станет самым обычным способом общения между сотрудниками компаний, а переносимость приложений позволит им с легкостью переключаться с одного устройства на другое практически без ущерба для сеанса голосовой связи, передачи данных или видеоизображения.
Входя в магазин, покупатели вместе с мобильными абонентскими устройствами будут вносить в них информацию о своих предпочтениях, так что продавцы смогут учитывать их интересы в рекламе, выводимой на сетевые информационно-рекламные табло. Врачи смогут в режиме реального времени получать информацию о своих пациентах, даже когда они будут далеко друг от друга.
Не вызывает сомнений, что услугой, коей суждено наиболее радикальным образом изменить восприятие Интернета, является видео - загружаемое видео, потоковое видео, видеоконференцсвязь, телевидение высокой четкости, IP-телевидение, видео на большом экране, видео на дисплее мобильного телефона. Видео делает все настолько сложнее - и требует намного большей масштабируемости, - что раньше такого нельзя было даже себе представить. В результате понадобились сети, отвечающие гораздо более высоким стандартам пропускной способности, надежности и производительности.
Наконец, видео стимулирует резкое увеличение объемов IP-трафика. В период с 2005 по 2006 год IP-трафик вырос на 52 процента, и вплоть до 2010 года он будет расти такими же, если не большими, темпами (так считают Gartner, IDC и другие аналитические компании). Прогнозируется, что всего через три года ежемесячный прирост IP-трафика в Северной Америке будет составлять шесть экзабайт. В качестве пояснения: один экзабайт содержит в пять раз больше информации, чем вся печатная продукция мира.
К концу нынешнего десятилетия среднее американское домохозяйство будет генерировать примерно 1,1 терабайта информационного, речевого и видеотрафика в месяц. Таким образом, объем трафика, создаваемого населенным пунктом из 20 домохозяйств, будет больше всего трафика, прокачанного через интернет-магистраль в 1995 году.
По прогнозам аналитической компании Synergy, несмотря на то, что в 2007 году расходы поставщиков телекоммуникационных услуг останутся неизменными, их инвестиции в IP-инфраструктуру увеличатся на 17 процентов. Этот капитал, прежде всего, будет вкладываться в строительство IP-сетей нового поколения и создание интеллектуальных услуг и приложений, что позволит провайдерам гораздо полнее реализовать новые возможности, которые открывает рынок, и значительно повысить свою рентабельность.
Перед нами лежит территория, пока еще не нанесенная на карту, но одно уже очевидно: росту потребительского спроса на новые захватывающие IP-услуги и, следовательно, на полосу пропускания предела нет.
Сегодня поставщики телекоммуникационных услуг в состоянии влиять на происходящее благодаря относительно устойчивому финансовому положению отрасли и своим прочным позициям на рынке. Но уже завтра рентабельность будет определяться не возможностями традиционных сетей, а умением эффективно использовать преимущества сетей нового поколения, наделять интеллектом механизмы персонификации и качества обслуживания, по-новому строить отношения с владельцами и потребителями контента.