Российский коммерческий интернет в 2014 году перестанет существовать. На рынке появятся сотни компаний-зомби. IT-специалисты станут невыездными. Венчурные фонды перестанут вкладываться в российские стартапы и будут <отжимать> у них долю в лучших традициях 2000-х. В стране появятся сотни безработных айтишников - вслед за интернетом перестанет существовать все высокотехнологичные бизнесы вообще. Людям станет нечего есть, и они забудут о предметах роскоши. И только банки останутся на коне: с немногими оставшимися предпринимателями будут общаться не реальные сотрудники, а роботы
Это не сценарий постапокалиптического триллера, а <шокирующие прогнозы> для предпринимателей на 2014 год. Прогнозы - неофициальные и не совсем серьезные, это скорее попытка предсказать главные риски для предпринимателей и инвесторов и подготовиться к наихудшему развитию событий. Своеобразный умозрительный <краш-тест> вроде того, который время от времени проводит для банков российский ЦБ или для мировой экономики в целом - датский Saxo Bank.
Следуя их примеру, <Деловая среда> попросила предпринимателей, управляющих венчурными фондами, банкиров и экспертов, работающих с реальным сектором, подключить к логике фантазию и сделать самый пессимистичный прогноз для предпринимательского сообщества на следующий год. Вот какая картина получилась.
<На рынке появятся компании-зомби, а независимые проекты и фонды закроются>
Шок-прогноз Олега Сейдака, партнера фонда Flint Capital
В 2014 году на российский рынок венчурных инвестиций выйдет фонд посевной стадии объемом более 100 млрд рублей с годовым инвестиционным бюджетом в размере 30-40 млрд рублей. Деньги распределятся среди 200-300 новых проектов за год. Это вызовет ажиотажный спрос на специалистов в инновационных областях со стороны проинвестированных компаний и галопирующий рост расходов на ФОТ, маркетинг и сопутствующие сервисы в секторе в целом.
Это приведет к сворачиванию бизнеса независимых игроков российского высокотехнологичного рынка за счет оттока кадров, роста издержек и снижения общей маржинальности.
Кроме того, не выдержав конкуренции, с рынка уйдут все активные бизнес-ангелы и частные венчурные фонды. Основным методом заработка на рынке станет продажа услуг по составлению бизнес-планов и подготовке к собеседованию для прохождения отбора в данный государственный фонд.
В связи с венчурным характером новых проектов, а также беспрецедентными темпами, которые будет вынужден показать такой фонд при отборе, с учетом не до конца отработанных методик оценки существенная часть портфеля его проектов будет де-юре или де-факто закрыта в течение двух-трех лет после получения инвестиций.
Это породит рынок переоцененных безработных специалистов и компаний-зомби, не имеющих значимых объемов операционной деятельности, но участвующих во множестве рейтингов и продолжающих получать гранты и инвестиции от неквалифицированных инвесторов.
Отчаявшись поставить под контроль финансовые потоки в интернете, правительство России примет постановление о полном запрете денежных платежей за товары и услуги, оказанные через интернет. МВД совместно с ФНС проведут масштабную кампанию по поиску и поимке частных получателей денежных средств за услуги, оказанные в интернете (в том числе услуги рекламных площадок) и привлечению их к уголовной ответственности за неуплату налогов.
Капитализация <Яндекса>, Mail.ru и Qiwi рухнет до критического уровня, поставив крест на доверии западных инвесторов к высокотехнологичным компаниям на российском рынке. Интернет перестанет быть сектором экономики и превратится в информационную площадку, работающую на принципах НКО и обслуживающую государственные и корпоративные интересы конкретных заказчиков.
Все частные и коммерческие данные российских граждан и компаний окончательно уйдут в зарубежные сервисы, поставив тем самым информационную безопасность страны под большой вопрос.
<Запад откроет границы для мозгов, а создать венчурный фонд в России сможет любой>
Шок-прогноз Степана Данилова, сооснователя проекта Do.Docs
В 2014 году откроются мегаинкубаторы в Финляндии, Канаде, США и Китае - правительства этих стран решат, что им нужны <мозги> и инновации. Они введут очень простые в получении визы, предоставят инфраструктуру, необходимые инвестиции и условия для проживания семей и вид на жительство. Ни доли, ни кредитов - никаких обязательств. Вот тебе инструмент: создавай свой бизнес, рабочие места и плати здесь налоги, когда пойдет прибыль.
Все умные люди уедут реализовывать свои идеи в одну из этих стран и создадут там свои центры прибыли, а в других странах просто оставят операционные юрлица, если они еще будут кому-то нужны.
Испугавшись окончательно утечки мозгов в другие страны (а поводом станет переезд основателей какого-либо <крутого> технологического проекта за границу), государство ограничит выезд технических специалистов. Например, сделав их <невыездными> из-за уровня доступа к каким-то данным, как это было в СССР.
Из-за упрощения законодательства венчурный фонд создать сможет любой - это будет так же легко, как открыть ООО. Это запустит новый механизм получения денег - поиск идей для воровства. Институт фондов полностью себя дискредитирует, потому что раскрывать свои бизнес-планы проекты и сами инвесторы больше не будут.
После дефолта большого и серьезного стартапа, который раскроет структуру расходов, всем станет ясно: многомиллионные инвестиции - это всего лишь покупка трафика, потребителям большинство сервисов не нужно.
Тем не менее, на рынке обострится ситуация с рейдерством, причем практика отъема бизнеса 2003-2007 годов перенесется на домены или патенты с технологией: у владельца перспективного сервиса будут <отжимать> его долю.
<К сентябрю большинство стартаперов решат оставить проекты до лучших времен и пойдут работать по найму>
Шок-прогноз Дениса Кутергина, сооснователя YouDo
К концу 2013 года российские инвесторы начали понимать, что инвестиции в российские стартапы в большинстве случаев заканчиваются убытками. Поэтому в начале 2014 года их активность на отечественном рынке резко сократится. К середине года они и вовсе перестанут вкладывать даже незначительные суммы в российские компании из-за надвигающегося кризиса.
К этому моменту большинство стартаперов потеряют всякую надежду привлечь хоть какие-то деньги. Кроме того, часть из них столкнется с тем, что настанет время выплачивать банкам кредиты на прототип проекта. В итоге деньги были проедены, а сделать хоть что-нибудь, что могло бы приносить прибыль, так и не удалось.
Поэтому уже к сентябрю большинство стартаперов решат оставить свои проекты до лучших времен. И подадутся в наемные работники. На рынке появится огромное количество свободных программистов, дизайнеров, разработчиков, тестировщиков и прочих.
Крупнейшие IT-компании, которым раньше приходилось буквально драться за каждого сотрудника, чтобы закрыть вакансию, перестанут испытывать кадровый голод и смогут наконец позволить себе уменьшить уровень зарплат для новичков, поскольку на каждое место будет по 10-15 весьма подходящих соискателей.
Но в самом большом плюсе к концу 2014 года оказались те, кто два года назад вложился в Bitcoin.
<Россию охватит кризис, высокотехнологичные отрасли перестанут существовать>
Шок-прогноз Юрия Михайличенко, исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга
В 2014 году новая волна мирового кризиса, которая начнется с японского фондового рынка и перекинется на США, больнее всего ударит по европейской экономике, включая Россию.
Стагнация в экономике усилится. Правительству России, вынужденному, с одной стороны, сокращать расходы, а с другой - сохранять социальную стабильность в обществе, вынуждено будет отключить от <крана> более половины крупных финансовых групп и олигархов, отозвать лицензии у половины коммерческих банков. Это повлечет за собой разрушение технологических цепочек крупных компаний, в которые встроен малый и средний бизнес. Возникнет кризис перепроизводства и предложения. Крупные компании будут пытаться избавляться от непрофильных активов, что увеличит число субъектов малого и среднего бизнеса. Одновременно вырастет и число их банкротств из-за нерентабельности.
Кризисные процессы начнут раскручиваться как маховик. Невозвраты кредитов бизнесом и населением, падение ликвидности вызовет удорожание денег у банков и будет стимулировать дальнейшее разорение мелких компаний, в первую очередь стартапов. Крупные сетевые компании, в том числе франчайзинговые, сохраняя относительную стабильность, будут расширяться за счет выдавливания с рынка одиночных игроков и перевода их под свои знамена, а также поглощения освободившихся от прежних вакансий <белых воротничков>.
С другой стороны, превышение предложения над спросом, вызванное снижением покупательной способности, приведет к падению стоимости земли, обрушению рынка недвижимости.
С учетом того, что кризис будет более затяжным, чем предыдущий, изменится система приоритетов населения: от средств роскоши, дорогой городской недвижимости, путешествий в пользу продуктов первой необходимости. В первую очередь - продуктов питания. Также ситуация будет стимулировать отток населения из крупных городов в пригород. Это в свою очередь повлечет переток денег в сторону сельского хозяйства.
Изменение системы приоритетов вызовет падение высокотехнологических отраслей: автомобилестроения, авиастроения, радиоэлектроники, производства мебели, одежды (исключая недорогую), а также полное сворачивание венчурных инновационных проектов. Население станет меньше перемещаться по миру и разовьется маятниковое перемещения из города в пригород и по стране.
Приоритеты перераспределяться следующим образом: еда и товары первой необходимости, безопасность, жилье, самозанятость.
Для малого бизнеса, не связанного с вертикально интегрированными компаниями, кризис будет не столько злом, сколько возможностью прорваться в сектора, до этого монополизированными крупными, в том числе и государственными компаниями. В целом кризис 2014 года будет оздоравливающим кровопусканием российской и мировой экономики, которая давно уже живет не по средствам.
<Сотрудников, которые общаются с предпринимателями, заменят роботы и программное обеспечение>
Шок-прогноз Никиты Шелестова, банк ИТБ
Последние события в жизни банковского сектора заставили средние и небольшие компании (МСБ) пересматривать стратегии развития на 2014 год. По словам ведущих банкиров, даже среди 50 крупнейших кредитных организаций есть испытывающие недостаток ликвидности. Для МСБ это сигнал для поиска дополнительных способов защиты платежной инфраструктуры, например, наличие расчетных счетов в нескольких банках. Этот нехитрый способ обычно позволяет обеспечить бесперебойные взаиморасчеты с клиентами в стрессовых ситуациях. Между тем, конкуренция в сфере МСБ станет более жесткой. На фоне продолжения глобального экономического кризиса грядет массовая оптимизация бизнес-процессов за счет внедрения новых технологий и снижения затрат на содержание большого штата сотрудников. Часть специалистов уже в 2014 году может быть заменена программно-техническими средствами. В этой ситуации обеспечение спроса рынка быстро переходит в <виртуальную реальность> за счет стремительного развития интернета и банковских систем дистанционного обслуживания. Малым и средним игрокам в следующем году придется активно развивать и внедрять сервисы по обеспечению взаиморасчетов с клиентами через устройства приема платежей - терминалы. Это немалый риск, учитывая уже введенные многими компаниями сервисы по дистанционному обслуживанию банковских карт. Ведь этот сервис обеспечивают банки, подверженные глобальным и локальным рискам.