<Если перемены будут всегда, то почему мы так плохо с ними справляемся?> - так ставит вопрос фирма PricewaterhouseCoopers в своем исследовании текущего состояния ИТ-отрасли.
Отрасль информационных технологий всегда умела приспосабливаться к переменам, но сдвиги, которые происходят в ней сегодня, отличаются от всего того, что было прежде - они происходят быстрее, проникают друг в друга, и всё больше нацелены на конечного пользователя, пишет Том Арчер, главный аналитик ИТ-отрасли США и автор отчета.
Отсюда следует вывод: ИТ-компании должны отбросить старые модели и взаимодействовать с рынком по-другому. Арчер называет девять факторов, которые служат двигателями перемен, и дает рекомендации, как следует перестроиться ИТ-компаниям.
9. Нарастающая инновация
На базовом уровне быстрые перемены в ИТ означают, что компании должны будут приспосабливаться столь же быстро, чтобы не отстать, пишет Арчер. Он сравнил это с тем, как сегодня люди, покупая автомобиль, чаще смотрят на расход топлива, но в будущем, возможно, будут больше обращать внимания на его способность маневрировать в тесноте или на что-то еще. Нужны новые продукты и услуги, говорит Арчер: они придают индивидуальный характер пакету предложений компании. Просто оставаться на одном месте - этого недостаточно для выживания на сегодняшнем рынке, говорит он.
К счастью, ИТ-компании находятся на переднем крае перемен: 37% главных управляющих ИТ-отрасли полагают, что новые продукты и услуги - это возможность для роста, против 25% CEO по всей базе опрошенных.
8. Курс на снижение затрат
ИТ помогают организациям снизить издержки, перенося вычисления в облако, позволяя быстрее и дешевле получать более ценную информацию, говорится в отчете. В то же время, новые возможности снижения затрат вызывают необходимость переходить на более гибкую операционную модель, чтобы обеспечить взаимодействие в работе внутри организации и за ее пределами.
Всё больше компаний переходят от модели лицензирования к чистой модели SaaS, но никто, похоже, не задумался, как приспособить старые модели к этой новой парадигме затрат. Верхний сегмент чистых SaaS-компаний получает маржу лишь 7%, тогда как профессиональное ПО - двузначные цифры, пишет Арчер.
7. Конвергенция
Сегодня потребители и организации оказываются в одном и том же положении и используют одни и те же ИТ. Более того, они используют их одним и тем же образом, говорится в отчете. <Трудно найти аналогию этой тенденции в прошлом. Никогда раньше пути, открытые потребителю и организациям, не сближались так быстро и неумолимо, как это происходит в последнее время>, - пишет Арчер. Важно понять: сегодня уже нельзя держаться одной лишь B2B-модели. Все компании должны также брать на прицел конечного пользователя и обеспечивать взаимодействие с заказчиками в режиме 24х7, как это принято в B2C-модели.
6. Консьюмеризация ИТ
Сегодня, когда 91% населения США носит с собой сотовый телефон (данные Pew Research Center), люди всё чаще прибегают к использованию ИТ, и, как следствие, их ожидания растут. В недавнем интервью CRN главный управляющий компании Autotask Марк Каттини отметил, что консьюмеризация была самым большим сдвигом в ИТ за последние 10 лет, и он ожидает, что это станет самой быстро растущей областью для СМБ. Чтобы не отставать от консьюмеризации, Арчер советует строить корпоративные приложения с простым, дружественным интерфейсом, который можно применять и на мобильных устройствах.
5. Новая динамика рынков
Бизнес должен уделять больше внимания формирующимся рынкам: данные исследований показывают, что они растут гораздо быстрее, чем зрелые. Для ИТ-компаний это означает, что их продукты должны быть удобны для людей с разным уровнем образования и степенью знакомства с ИТ. <Руководителям ИТ-компаний следует подумать о том, как лучше выстроить свои операции во всем мире, упростить и стандартизировать бизнес-процессы и продукты, чтобы можно было вести разработку в общем русле, а потом адаптировать ее к конкретному региону. Это дает наилучший результат - массовое производство с необходимой индивидуализацией>, - пишет Арчер.
4. Социальные медиа
Согласно данным исследования, 84% главных управляющих обращаются к социальным сетям в попытке обрести новых клиентов и эффективнее управлять имиджем своей компании. Почти все CEO считают это важным для их бизнеса. <Социальные медиа - это основа всего: от более тесного взаимодействия с заказчиками до улучшения коммуникации в самой организации и ее маркетинговых стратегий>, - говорится в отчете. Коммерческий цикл продолжает сокращаться, уменьшая и время, доступное для маркетинга. Социальные медиа помогают использовать непосредственные реакции потребителей и взаимодействовать с ними.
3. Взрывной рост данных
Организации накапливают всё больше данных, чтобы опираться на них в принятии деловых решений. Задача состоит в том, чтобы они могли задействовать всю информацию и получить желаемый результат. <Это означает, что организации должны иметь возможность скомпилировать поток неструктурированной информации из соцсетей и структурированных данных от команд продаж и задействовать весь этот широкий спектр информации>, - говорится в отчете. Для чего организации должны иметь современную инфраструктуру - ЦОДы, системы хранения данных, бизнес-аналитику и т. д.
2. Защита информации
Когда сбор и анализ всей этой информации обеспечен, следующая важная задача - организовать ее защиту, пишет Арчер. Помимо защиты самих данных, организации должны также охранять от посягательств свою интеллектуальную собственность, чтобы сохранить конкурентоспособность. <Организации должны сделать так, чтобы их системы были "открыты" для друзей и недоступны для врагов, хотя порой может быть трудно различить, кто есть кто>, - пишет Арчер. Угрозы растут, и защита от них обходится всё дороже. По оценке Института Понемона, средние годовые затраты организаций на защиту от киберпреступников в этом году составляют почти 12 млн. долл. - на 26% больше, чем год назад.
1. Новые реалии жизни
Политические катаклизмы продолжают наносить вред экономике на всех уровнях; создают проблемы и растущие регулятивные требования в ИТ-сфере. Согласно исследованию PwC, 58% главных управляющих озабочены влиянием этих мер на их бизнес. Эти требования варьируются в широких пределах - от прозрачности в финансовых вопросах до того, какой металл можно использовать в компьютером оборудовании. Чтобы обеспечить соблюдение всех этих требований должны быть выделены ресурсы, а это означает дополнительные затраты, к которым нужно быть готовым.
Правительство продолжает наступать с налогообложением - достаточно вспомнить недавний печально известный пример с ИТ-налогом в штате Массачусетс (Tech Tax). Налог на ИТ-услуги (software services) был вскоре отменен, когда местные ИТ-компании выступили с протестом, указав на негативные последствия. Но прецедент, как говорится, был, и тут есть над чем задуматься.
Что дальше?
Что же делать в свете всех этих тенденций? Как выстроить стратегию, которая позволила бы преодолеть все трудности? <Наверно, самая большая сложность в том, что многие из этих тенденций взаимосвязаны, взаимно переплетены, поэтому их трудно охватить какой-то одной отдельной стратегией>, - говорится в отчете. Другая сложность в том, что эти тенденции и проблемы тоже претерпевают изменения вместе с развитием ИТ-отрасли, протекающим столь быстро. PwC рекомендует ИТ-компаниям начать с девяти главных трендов, а потом проявлять гибкость и приспосабливаться к новым переменам.
<Задачи, которые встанут перед ИТ-отраслью, трудны, но выполнимы. Они требуют дальновидного мышления и смелых действий - качеств, которые, в отличие от перемен, присутствуют не всегда. Сегодня именно это необходимо ИТ-компаниям, чтобы оставаться востребованными и преуспеть в мире со столь быстро меняющимся конкурентным ландшафтом>, - говорится в отчете.