Еще совсем недавно казалось, что победоносное шествие электронных книг не остановить, а бумажные издания неизбежно станут таким же архаизмом, как скажем, карманные часы. Но последние тенденции развития этого рынка показывают, что все далеко не так предсказуемо, как казалось.
Американская ассоциация издателей книг Book Industry Study Group подвела итоги развития отрасли в 2013 г. В своем последнем докладе* организация выявила несколько крайне любопытных трендов в деле книгопечатания и издания электронных книг. Вот эти тренды.
1. Рост рынка электронных книг замедляется. Пока, конечно, это наглядно видно только на самом продвинутом, американском рынке. В этом году он вырос всего на 30%. Ранее цифры были куда более внушительными, но год от года, по мере насыщения рынка, они уменьшаются. Что это значит? Только то, что по мере привыкания читателей к книгам электронном виде рынок <созревает, и период бурного роста для него заканчивается. По этой причине вряд ли стоит здесь ожидать новых больших игроков.
2. Бумажные книги отнюдь не собираются уступать свое место. 48% пользователей, которые регулярно читают книги в электронном виде, готовы покупать и их бумажные варианты. Вообще, потребителям очень интересны <комбинированные> покупки. Скажем, человек покупает бумажную книгу, а в качестве довеска получает ее электронный вариант. Это очень удобно: дома, когда ничто не мешает, вполне можно читать текст в привычном, <олдскульном> варианте, но по пути на работу сподручнее пользоваться электронным букридером. Так вот, за такие предложения потребители действительно готовы платить, причем даже в том случае, если покупка обоих вариантов книги обойдется дороже, чем покупка только бумажной версии.
Очевидно, это означает только одно: лидерами рынка окажутся те издательства, которые развивают торговлю традиционными и электронными книгами одинаково серьезно и уделяют должное внимание обоим сегментам рынка.
3. Чуть больше половины всех опрошенных специалистами Book Industry Study Group респондентов признались, что готовы платить больше обычного за электронные книги в том случае, если у них будет возможность простым и удобным способом этими книгами делиться, передавать их в безвременное пользование своим друзьям или даже перепродавать со скидкой кому-то другому. Иными словами, потребители готовы переплачивать за те <удобства> в использовании, которые им предоставляют традиционные издатели.
4. Потребителям по большей части все равно, кто является издателем той или иной электронной книги. Традиционный брендинг, принятый в оффлайновом мире, в онлайне не работает. Кто издал электронную книгу - один из лидеров рынка, или небольшая частная фирма, потребителю неважно. Это значит, что если традиционное книгопечатание в кои-то веки умрет, то <киты> этого рынка вряд ли займут доминирующее положение в электронной отрасли. Интернет-рынок восприимчив к новичкам и дает им практически все те же возможности, которые есть у <больших игроков>. С другой стороны, очевидно, что раз потребителю все равно, значит любые затраты на маркетинг и поддержание бренда крупного издательства в Интернете себя не оправдывают.
Подводя итог всего вышесказанного, нельзя не отметить, что к сожалению экологов электронные книги пока оказываются не в состоянии вытеснить с рынка литературу на традиционных носителям. Потребителям мало стандартных преимуществ букридеров: малого веса и отсутствия необходимости посещать магазины каждый раз, когда появилась книга, которую хочется прочесть. Потребитель стал разборчив, и издателям еще только предстоит выяснить, какая конкретно бизнес-модель окажется наиболее успешной.