В США группа ведущих информационно-технологических компаний и медицинских учреждений, объединившихся в консорциум Continua Health Alliance, стремится улучшить качество медицинского обслуживания на дому. Деятельность консорциума, который начал свою работу в июне этого года, направлена на улучшение качества медицинского обслуживания за счет повышения совместимости устройств дистанционного наблюдения за состоянием пациентов и других медицинских приборов для домашнего и мобильного использования. Консорциум планирует разработать рекомендации для объединения этих технологий с коммуникационными и информационными сетями медицинских учреждений. Кроме того, группа займется продвижением соответствующих нормативных документов и развитием страхования в данной отрасли.
Деятельность Continua будет сосредоточена на трех основных направлениях домашней телемедицины: профилактика заболеваний и физическая подготовка, наблюдение за хроническими больными и уход за престарелыми. Участники консорциума надеются, что повышение совместимости значительно упростит работу с новыми медицинскими устройствами, предназначенными для дистанционного медицинского обслуживания и наблюдения за пациентами. "Число медицинских устройств, которые можно использовать в домашних или беспроводных сетях, постоянно растет, но ни в одном из них не предусмотрены функции взаимодействия друг с другом, - говорит Ник Августинос (Nick Augustinos), директор подразделения Cisco Systems по разработке решений для интернет-бизнеса. - Мы намерены упростить работу с этими технологиями для врачей и пациентов, а также создать новые медицинские услуги, которые можно будет использовать дома, на работе и в любом другом месте, независимо от местонахождения больного".
В настоящее время в Continua Health Alliance входит более 23 компаний, в том числе Intel, Motorola, Cisco Systems, Royal Philips Electronics N.V., Samsung, Kaiser Permanente, Medtronic и Welch-Allyn. Участники консорциума уверены, что создание единых технических директив позволит разнообразить рынок предлагаемых решений и снизить стоимость медицинского оборудования для домашнего использования, а также будет способствовать дальнейшему развитию новаторских решений. Майк Робкин (Mike Robkin), главный архитектор компании Kaiser Permanente, считает, что усилия Continua должны быть направлены, в первую очередь, на неизученные до сих пор вопросы, связанные с медицинскими устройствами. Хотя уже существует множество стандартов для больничных систем, практически ничего не сделано для систематизации сетевого медицинского оборудования и информационных систем для домашнего медицинского ухода.
Еще и поэтому все больше компаний обращают свое внимание на данную область деятельности. "Мы стоим на пороге появления совершенно нового рынка информационно-коммуникационных систем в области здравоохранения, - говорит Майк Робкин. - Сейчас все компании находятся в равном положении, и поэтому они могут совместными усилиями разработать механизм открытых коммуникаций, чтобы избежать ограничений, связанных с авторскими правами на закрытые "фирменные" разработки".
При разработке рекомендаций, направленных на повышение совместимости медицинских устройств с электронными потребительскими системами (домашними сетями, телевизорами, настольными компьютерами и КПК), особое внимание будет уделено IP-технологиям. Участники консорциума Continua разработают процедуру сертификации на предмет соблюдения рекомендаций и стандартов совместимости. Продукты, сертифицированные группой Continua, будут соответствующим образом промаркированы, а разработка рекомендаций будет вестись на основе таких популярных стандартов связи, как Bluetooth, USB, Wi-Fi и ZigBee. Организация планирует завершить работу над рекомендациями в течение ближайших полутора лет.
"Задача, стоящая перед нами, заключается не в создании новой технологии, а в систематизации, которая расширит возможности взаимодействия различных устройств и сетей, - говорит Уильям Маккеон (William McKeon), вице-президент компании Medtronic (один из крупнейших мировых производителей медицинского оборудования). - Сейчас каждый производитель приходит на этот рынок самостоятельно, независимо от других компаний, что порождает проблемы с совместимостью устройств. Консорциум Continua призван объединить всех производителей для решения этой проблемы".
По мнению Уильяма Маккеона, главной причиной появления консорциума Continua стало слияние современных сетевых технологий, таких как широкополосный доступ в Интернет для бытовых потребителей, сотовые сети с поддержкой передачи данных, а также быстрое развитие устройств дистанционного медицинского наблюдения на дому. Тогда как домашняя телемедицина считается весьма перспективным методом медицинского обслуживания для возрастающего числа пожилых людей, программа Continua распространяется на устройства дистанционного наблюдения за пациентами всех возрастов, от младенцев и спортсменов до хронических и выздоравливающих больных.
Дистанционное наблюдение предоставит медицинским учреждениям более гибкие возможности для проверки здоровья пациентов и позволит избежать ненужных хлопот и затрат, связанных с посещением больницы, что особенно важно для больных. "Уход за больными станет намного удобнее", - подчеркнул Уильям Маккеон. Например, после выписки пациента с хронической болезнью сердца врачи смогут дистанционно наблюдать за его состоянием с помощью различных медицинских приборов, изменять схему приема лекарств или ставить дополнительные диагнозы на основе длительных наблюдений с помощью мониторов.
У. Маккеон сравнивает концепцию Continua с разработкой музыкальной службы Apple iTunes: "Вместо создания конечного устройства компания сосредоточилась на разработке полного цикла услуг, от покупки до прослушивания музыки в Интернете. Мы используем аналогичный подход, ориентированный на создание экосистемы взаимосвязанных технологий, которые позволят значительно упростить работу с медицинскими приборами".
Кроме этого, Continua займется изучением вопросов страхования для новой технологии. "Новая модель здравоохранения требует от индустрии страхования новых схем компенсации затрат для пациентов и поставщиков медицинских услуг", - говорит Робкин.