Как сообщает сайт cnews.com, представители Минздравсоцразвития требуют расширения полномочий министерства в области информатизации здравоохранения и считают необходимым разработать Федеральный закон "Об электронной медицине".
По мнению заместителя директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Росздрава Георгия Лебедева, необходимо разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок использования ИКТ в здравоохранении и медицине, в частности, Федеральный закон <Об электронной медицине>.
Кроме того, необходимо внести изменения в <Положение о Минздравсоцразвития России в части осуществления полномочий по нормативно-правовому регулированию и порядку формирования работ в области информационных технологий в сфере здравоохранения и социального развития>, считает начальник информационно-аналитического отдела департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития РФ Георгий Радзиевский. <Без таких полномочий министерство не может осуществлять понятные и вразумительные функции в направлении информатизации этой сферы деятельности>, - заявил г-н Радзиевский на заседании круглого стола <Законодательное обеспечение развития информационных технологий в медицине. Настоящее и будущее>.
Как отмечали участники круглого стола, организованного комитетом по охране здоровья Госдумы России, отсутствие необходимого нормативно-методического обеспечения в области информатизации здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровнях является одной из наиболее существенных проблем, препятствующих внедрению ИКТ в этой сфере. <А недостаток системного, комплексного подхода к планированию и координации работ по информатизации приводит к бессистемному, неэффективному использованию средств, накоплению проблем, связанных с несовместимостью информационных систем различных ведомств и организаций системы здравоохранения>, - прокомментировал ситуацию один из участников круглого стола.
Не отрицая существующих проблем, представители Мининформсвязи России видят другие пути их решения. Так, по мнению Олега Бяхова, директора департамента стратегии построения информационного общества, нет необходимости расширения полномочий Минздравсоцразвития в области использования информационных технологий. <Сейчас очень много говорится об отсутствии ведомственной координации, - отметил Олег Бяхов, выступая на заседании круглого стола "Законодательное обеспечение развития информационных технологий в медицине. Настоящее и будущее". - Но, к сожалению, мы опять пытаемся свести все к ведомственному уровню и, прежде всего, нарастить полномочия Минздравсоцразвития, которых ему не хватает. Министерство должно обратить внимание на разработку жестких открытых стандартов работы с информацией, и это должно регулироваться нормативными актами. Только я не очень понимаю, почему это должно регулироваться федеральным законом - в принципе, каждое министерство имеет право издавать в сфере своего ведения нормативно-правовые акты, которые имеют нормальную юридическую силу>.
Разработка Федерального закона <Об электронной медицине>, по мнению г-на Бяхова, не приведет ни к чему, кроме внесения дополнительной путаницы в существующее законодательство. По его мнению, информационные системы в здравоохранении не имеют существенного отличия от систем, внедряемых в других ведомствах, и их разработка, внедрение и эксплуатация должны осуществляться в рамках уже действующего законодательства. <Нужно сформулировать некоторые конечные, понятные и прозрачные требования к медицинским информационным системам. При этом эти информационные системы являются подмножеством другого рода систем, которые уже описаны в законах>, - пояснил Олег Бяхов.
В России действительно сложилась непростая ситуация с ИТ-законодательством, - на этот факт обращали внимание эксперты из других ведомств и крупных коммерческих ИТ-компаний, выступавшие на конференции <Государство в XXI веке>. В частности, как отметил представитель Рособрнадзора, на федеральном уровне есть только два закона, прямо позволяющих выделять средства на информатизацию государства, - это закон о Государственной автоматизированной системе <Выборы> (ГАС <Выборы>) и постановление правительства N89 <Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти>. При этом в США имеется закон <Об электронном правительстве>. В силу того, что в России расходы на ИТ не выделены в федеральном бюджете отдельной строкой и нет закона <Об электронном правительстве>, можно предположить, что в будущем придется не раз услышать предложения федеральных госорганов принять ведомственные законы об информатизации, и, в том числе, не лишенное оснований желание разработать федеральный закон <Об электронной медицине>.