Главный персонаж выпущенной 30 лет назад кинокомедии <Каникулы> Кларк Грисвольд отправился вместе с женой и детьми в поездку из Чикаго в Лос-Анджелес. По пути в Диснейленд (в фильме он переименован в Wally World) им пришлось преодолеть множество препятствий. В те годы семейные путешествия в автомобиле были чуть ли не главной отличительной чертой американского образа жизни, и фильм хорошо, пусть и в эпатажной форме, показал, с чем обычно сталкивались те, кто пускался в такие поездки.
Водители нередко сбивались с дороги, попадая в места, от которых лучше держаться подальше, ночью на пустынном шоссе у них мог кончиться бензин, а когда они, наконец, добирались до места назначения, обнаруживалось, что нужное им заведение по тем или иным причинам закрыто.
Сегодня, когда мы живем во все более "подключенном" мире, такого рода проблем легко избежать. Cisco, во всяком случае, делает все от нее зависящее, чтобы заложить фундамент для внедрения полностью подключенного вождения. В рамках экосистемы Think Global, куда входят такие компании, как Sude (интеллектуальная мобильность), Urbiotica (датчики) и Citelum (интеллектуальное освещение), Cisco недавно продемонстрировала "подключенный бульвар" в Ницце (Франция), где впервые в мире реализован проект Всеобъемлющего Интернета для <умного> города. Соответствующий видеорепортаж размещен на веб-странице http://www.youtube.com/watch?v=4qQcjNgaa1w&feature=c4-overview&list=UU3fjS9LC0S5eP_BS9e-Dc2w.
По мере роста городов и истощения городских ресурсов на всем земном шаре концепция <умных> городов становится как никогда более важной. Подключенный бульвар в Ницце наглядно показывает, как Всеобъемлющий Интернет повышает интеллектуальность инфраструктуры и создает прибавочную стоимость с помощью объединения людей, процессов, данных и физических объектов.
В ходе проекта в центре Ниццы установили 200 сенсоров и устройств автоматического обнаружения, передающих информацию (с учетом контекста) о парковочных местах, транспортных потоках, уличном освещении, уборке мусора и качестве окружающей среды. Эта идея родилась, когда городские власти решили заменить устаревшие парковочные счетчики. Совершенно естественно, что в городе с "экологически активным" мэром и программами строительства "интеллектуального экогорода" на замену старым счетчикам должна была прийти интеллектуальная парковочная система. Но этим городские власти Ниццы не ограничились. Вместе с компанией Cisco и ее партнерами по альянсу Think Global муниципалитет Ниццы разработал единую архитектурную платформу для поддержки разнообразных инновационных услуг в центральной части города. Такая платформа позволит превращать поступающие от датчиков сырые данные в полезную информацию, имеющую критически важное значение для превращения Ниццы в <умный> город.
Пилотный проект предусматривает внедрение четырех типов городских услуг, способных наглядно продемонстрировать жителям и властям города достоинства Всеобъемлющего Интернета:
Хинтеллектуальное уличное движение. Поиск свободной парковки в центре Ниццы обычно занимает 20-30 минут. Теперь же с помощью мобильного приложения для смартфонов и планшетных компьютеров те, кто оказался в центре города, могут видеть свободные парковочные места, а также в реальном времени получать информацию о движении общественного транспорта, доступности общественных велосипедов и автомобилей. Это тем более важно, если учесть, что 25 процентов транспортного потока в Ницце составляют автомобили, ищущие, где бы припарковаться. Как ожидается, эта система на 30 процентов сократит дорожные пробки и на 25 процентов повысит качество воздуха.
ХИнтеллектуальное освещение может сэкономить как минимум 20 процентов энергии за счет регулирования яркости с учетом меняющихся погодных условий и транспортных потоков. К примеру, уличный фонарь будет автоматически увеличивать яркость в случае тумана или дождя либо при приближении пешехода и, наоборот, уменьшать яркость при наличии на дороге большого количества машин с зажженными фарами.
ХИнтеллектуальное управление уборкой мусора. Сенсорные сети и веб-приложения, предоставляющие в реальном времени информацию о заполненности мусорных контейнеров, помогут оптимизировать маршруты сбора и вывоза отходов, сэкономить ресурсы и повысить качество работы коммунальных служб.
ХМониторинг окружающей среды. Данные, предоставляемые сенсорами и приложениями общего пользования, позволят городским властям и жителям точнее оценивать уровни шума и загрязнения окружающей среды, а также измерять такие параметры, как влажность и температура воздуха. Кроме того, они помогут связать уровни загрязнения с другими факторами (например, со здоровьем и качеством жизни).
Пройдет совсем немного времени, и подобные решения появятся на улицах американских городов. Cisco и компания Streetline уже начали работу по внедрению интеллектуального управления транспортом и интеллектуального освещения в Сан-Матео и Сан-Карлосе (штат Калифорния) . Вскоре жители и гости этих городов смогут легко и быстро найти свободную парковку в центре Сан-Матео и на Лорел-стрит в Сан-Карлосе с помощью бесплатного мобильного приложения, подключенного к сети датчиков. Опыт пилотного проекта поможет Сан-Матео, Сан-Карлосу и другим городам успешно распространять интеллектуальные технологии и пользоваться ими.
Недавно опубликованный отчет Cisco об использовании подключенных технологий в автомобильной отрасли показал, что 57 процентов опрошенных готовы пользоваться автомобилем, полностью управляемым не человеком, а технологиями. "Автомобильный Интернет" создаст новые бизнес-модели для автомобильных и технологических компаний. Cisco готова предоставить им отлично защищенную опорную сеть для поддержки и оптимизации новых технологий, а также сыграть важную роль в процессе подключения автомобиля к другим автомобилям, устройствам, облакам и городским инфраструктурам. Вместе с такими компаниями, как NXP и Cohda Wireless, Cisco стремится возглавить очередную волну инноваций в области бортовых автомобильных технологий .
Всеобъемлющий Интернет может радикальным образом преобразовать транспортную отрасль. Подключение автомобиля к уличной инфраструктуре укрепит безопасность вождения, поможет бороться с пробками, оптимизирует использование парковочных мест и в целом облегчит жизнь современного водителя. Коммуникации "машина-машина" и "машина-X" можно использовать для предотвращения ДТП, оказания быстрой помощи и оптимизации транспортных потоков во избежание пробок. Машины аварийно-спасательных служб будут взаимодействовать со светофорами, чтобы получить "зеленую улицу" и быстрее оказаться на месте происшествия. Внедрение этих функций не просто возможно - оно неизбежно.