В начале лета стали очевидны тренды ближайших кварталов на рынке смартфонов. В техническом плане всё это существовало и ранее, но во II квартале текущего года некоторые аппаратные решения и маркетинговые находки усилиями крупнейших вендоров были превращены в рыночные тренды. Ниже мы поговорим о том, почему это случилось именно сейчас, но сначала рассмотрим тенденции.
1. <Смартшеты> станут трендом
<Смартшеты> - устройства с промежуточной между смартфоном и планшетом диагональю экрана - иногда называют <фаблеты> (phablets = phone + tablet), иногда с юмором - <лопатофоны>. На рынке они представлены довольно давно. Такие решения весьма удачно продвигала Samsung под брендом Galaxy Note, а недавно добавила к ним еще один бренд - Galaxy Mega.
До весны 2013 г. никто из крупных производителей не предлагал заметных конкурентов решениям Samsung, но сейчас в продаже имеются уже две модели крупнейших вендоров, которые способны бороться с Note и Mega за место под солнцем - Sony Xperia Z Ultra и Huawei Ascend Mate. Очевидно, что к осени <новую> нишу освоят и другие мировые производители.
В том, что касается легкости, компактности, а также возможности совершать телефонные звонки через GSM-сеть, смартшеты составят некоторую конкуренцию традиционным планшетам.
2. Планшеты будут <телефонизированы>
Рост популярности смартшетов заставит вендоров отменить искусственные ограничения для планшетов. Сегодня большинство моделей последних (даже с GSM-модулем) не могут работать в качестве сотовых телефонов. Исключения крайне редки - например, Samsung Galaxy Tab и Asus PadFone. В результате пользователи вынуждены носить два устройства, хотя технически ничего не мешает обходиться одним. На первый взгляд, разговаривать по планшету не очень удобно, но ведь всегда можно воспользоваться hands-free-гарнитурой.
3. Настанет бум hands-free-гарнитур
Наряду с традиционными гарнитурами все более популярными станут bluetooth-стереонаушники с функцией гарнитуры, а также устройства громкой связи для автомобилей. Такие устройства, разумеется, не новинка, взлет популярности им обеспечит упомянутые выше тренды использования для разговоров более крупных устройств, чем традиционные смартфоны.
Получат распространение и пока малоизвестные девайсы, например hands-free-гарнитура в виде удаленной трубки. Пока на российском рынке представлена только модель с длинным названием BB-mobile micrON-2, но при буме популярности гарнитур ее конкуренты не заставят себя ждать.
Появятся и более интересные решения, сочетающие возможности гарнитуры и устройства-<компаньона>. В качестве примера приведем Sony Smart Bluetooth Handset SBH52, которая может работать в качестве bluetooth-наушников, hands-free-ганитуры, а еще может на собственном дисплее отображать входящие SMS и прочие текстовые уведомления. Но основным спросом, судя по всему, будут пользоваться устройства другого форм-фактора - <умные часы>.
4. <Умные часы> станут массовыми <компаньонами>
Об <умных часах> сейчас много говорят по двум причинам: во-первых, на рынок вышли долгожданные Pebble, во-вторых, все ожидают появления часов-<компаньонов> Apple iWatch.
Конечно, это решения Apple взорвет рынок. Только новинками часы-<компаньоны> назвать уже сложно. Гаджеты-<компаньоны> давно существуют, их выпускают весьма известные фирмы. Заслуживают упоминания часы-<компаньоны> Sony SmartWath 2, работающие с android-устройствами, и Casio G-Shock GB6900AA, ориентированные на взаимодействие с ios-девайсами. В продаже есть и другие интересные решения, например, CookooWath и i'm Watch Smartwatch, но выпускают их не такие крупные фирмы как Sony и Casio, поэтому в канале они практически не представлены.
Появляется информация, что и другие компании планируют выйти на рынок <умных часов> со своими решениями, например, на прошлой неделе о подобных намерениях Dell сообщила The Guardian. Вряд ли в стороне останутся Samsung, Google и другие крупные фирмы.
5. Топ-моделям - особое внимание
Жесткая конкуренция ожидается в сегменте <топ-моделей> смартфонов: Apple iPhone и Samsung Galaxy S придется уступить некоторую часть своего рынка Oppo Find 5, ZTE nubia Z5 и другим новичкам.
Чем модель <элитная> отличается от просто <старшей>? Наличием не только высоких основных характеристик, но и некоторой избыточностью, которая при первом знакомстве, может быть, и остается незаметной, но обеспечивает дополнительное качество, повышенное удобство в работе, необычные возможности и т. д. Например, люксовые смартфоны при том же разрешении сенсора, что и массовые модели-конкуренты, позволяют делать снимки лучшего качества. Причина проста: качество снимков зависит не только от разрешения, но и от других параметров сенсора, объектива, программной составляющей и т. д. Понять, что именно привело к улучшению качества фото, непросто даже профессионалу, не говоря уже о простом пользователе. Поэтому последнему приходится верить вендорам <на слово>. В случае с Apple это работает, остается надеяться, что и другие вендоры не разочаруют покупателей.
Кроме того, в люксовых моделях часто появляются новые элементы, например, световая индикация у Sony, встроенный термометр у Samsung и т.д. Сложно сказать, насколько подобные <фишки> удобны и необходимы, но возможность иметь смартфон не-как-у-всех, безусловно, привлекает пользователей.
Что встревожило вендоров?
Почему именно сейчас на рынке смартфонов происходит столько всего? Потому, что рынок практически перестал расти. По данным IDC, в первом квартале 2013 года мировой рынок смартфонов вырос всего на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. А объем этого рынка велик, количество гаджетов на порядок превышает число реализуемых планшетов, поэтому данный сегмент весьма важен не только для специализирующихся на нем компаний, но и для фирм, у которых смартфоны только один из многих видов продуктов. Весьма показательный факт: по некоторым данным даже Hewlett-Packard рассматривает возможность возвращения на рынок смартфонов.
Еще недавно, пару-тройку кварталов назад, некоторые вендоры действовали <по-простому>: создавали мощную старшую модель и выпускали ее в продажу по высокой цене, <снимая сливки>. В то же время в качестве массовых недорогих решений вендор предлагал искусственно ухудшенные варианты той же старшей модели и соотношение цена/качество у младших оказывалось много лучше, но вот параметры... Остается только гадать, где они, например, ухитрялись доставать в таком количестве VGA-сенсоры для фронтальных камер, как при имеющемся уровне технологий получаются столь неприятные пластиковые поверхности для корпусов и т. д.
Удивительно, но на быстрорастущем рынке такой подход работал и практически каждый смартфон находил своего покупателя. Но сейчас ситуация изменилась принципиально. Рынок смартфонов стал тесен, и вендоры почувствовали это задолго до того, как IDC подвела итоги квартала, почувствовали и приняли меры. Чудес не произошло: вендоры просто задействовали свой инженерный и маркетинговый потенциал, и в результате возник ряд трендов, основные из которых мы рассмотрели выше. Эти тренды и определят развитие рынка смартфонов как минимум на ближайшее полугодие, которое обещает быть весьма конкурентным.