Опубликовано в "Литературной газете" N 17-18 ( 6020-6021 )
27 апреля - 5 мая 2005 г.
Эл. адрес оригинальной публикации :
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg172005/Polosy/1_3.htm
В очередной раз с
телеэкранов понеслись бодрые речи, что <доступное жильё - в центре внимания
руководства страны>, что <на заседании президиума Госсовета рассматривается
программа ипотечных кредитов и строительства доступного жилья>.
Что ж, внимательно прочтём
стенографический отчёт о заседании президиума Госсовета <О мерах по обеспечению
граждан России доступным жильём>. Ситуацию просто и точно обозначил губернатор
Челябинской области П. Сумин: <Сегодня мы строим очень мало, и оно (жильё) стоит
дорого>. Однако главным здесь (и не только) является не тот, кто говорит дело, а
два незаменимых центрфорварда Кремля: министр финансов А. Кудрин и министр
экономического развития и торговли (МЭРТ) Г. Греф.
Позиция Кудрина была очевидна - не давать тратить государственные средства на
решение жилищной проблемы: <Зачастую дополнительные средства на рынке могут
вызвать не увеличение жилья, а просто увеличение цены на нём Исследования по
рынку жилищного кредитования как раз требуют от нас аккуратно относиться к
бюджетному, государственному финансированию этих расходов, потому что, повторяю,
здесь мы можем увеличить деньги, не увеличив соответственно предложения, - тогда
это уходит в цену >
Сумин не выдерживает и перебивает министра: <Надо строить, а не покупать. Мы же
сегодня покупаем на вторичном рынке и сами задираем цену. А надо строить,
вкладывать эти деньги в строительство и этим снижать стоимость. А мы, наоборот,
конечно, вбросили деньги...>
Но договорить ему не дают, намекая при этом, вероятно, на низость материй,
которые заботят губернатора. Через две минуты слово предоставляют замминистра
МЭРТ А. Шаронову, <игравшего> вместо Грефа. Он сразу к Сумину: <Если можно,
я хотел начать с той реплики, что пора строить, а не покупать на вторичном
рынке. Мне кажется, это всё-таки заблуждение. Не надо государству лезть в
строительство >
То есть - строить не надо. Шаронов полностью прав с точки зрения своего
ведомства, которое устами Грефа за несколько дней до Госсовета защитило наконец
на правительстве Стратегию социально-экономического развития страны с 2005 по
2008 год, основная цель которой как раз и заключается, хотите верьте, хотите
нет, <в создании экономической свободы>. Будет она - всё само собой и
построится.
Но абсолютно не понятно, как соотносятся позиции Кудрина и Шаронова (читай,
Грефа) и целевая установка президента, на президиуме Госсовета сформулированная
так: <Должны быть созданы такие правовые, финансовые, экономические и
организационные условия, которые помогли бы большинству российских семей
самостоятельно приобрести жильё, отвечающее их финансовым возможностям и
представлениям о комфорте. Они должны иметь возможность приобрести его там, где
проживание отвечает интересам их работы, учёбы и их жизненным планам>.
Может, президент имел в виду известное большинство в парламенте, представленное
партией, у которой на прошлой неделе вдруг стали расти крылья? Тогда ещё
понятно.
Но непонятно, почему в ситуации, когда баррель нефти стоит больше
50 долларов, стабфонд стремится к триллиону рублей, золотые запасы растут по
паре миллиардов долларов в неделю, наши министры: а) жалуются на то, что
экономический рост закономерно тормозится; б) требуют досрочно выплатить
западным странам полтора триллиона рублей госдолга; в) хранят стабфонд и запасы
в зарубежных банках в низкодоходных билетах чужого казначейства; г) отказываются
признавать саму законность участия государственных средств в решении жилищной
проблемы.
Неадекватность двух ключевых
министерств реальным проблемам, в данном случае жилищным, - потрясающая. Они не
понимают или не хотят принимать пяти убийственных для их разглагольствований и,
главное, для страны моментов, без решения которых не только не улучшишь жизнь
российских граждан, но, наоборот, быстро и успешно ухудшишь уже в ближайшие
два-три года.
Первое. Исчерпание остатков былой советской роскоши. Жилищный фонд советского
периода стремительно выбывает (и чтобы хоть как-то воспроизводить хотя бы
имеющееся жильё, надо строить в 3 раза больше!), а фактические мощности ЖКХ и
подведённые к строительным площадкам инфраструктуры исчерпаны. А это означает,
что в стоимость нового жилья будет всё в большей степени закладываться создание
новой стройиндустрии (если вообще будут строить) и базовой инфраструктуры, т.е.
цены будут расти и дальше.
Второе. Стоимость базовых инфраструктур ЖКХ составляет примерно столько же,
сколько <четыре стены>. А эти инфраструктуры изношены, только по официальным
данным, на 70 и более процентов. Предстоит заменять большую часть систем
жизнеобеспечения. По стоимости это триллионы рублей - порядка двух-трёх
ежегодных ВВП.
Третье. Усугубляющийся сырьевой характер российской экономики, т.е. рост
экономики трубы и дальнейшее неразвитие промышленности, в том числе и
градостроительной, включая строительство домов и ЖКХ. А если завтра цены на
нефть ещё и упадут?
Четвёртое. Отсутствие новой национальной промышленной системы. Можно сколько
угодно совершенствовать кредитные системы, но если у граждан не будет
долгосрочной стабильной и перспективной работы - <устойчивых мест приложения
труда>, никакие кредиты не будут работать. Доступных кредитов будет много, но не
будет массового процветающего работника с гарантированной работой на десятки лет
- не будет, соответственно, и никакого доступного жилья.
Пятое. Уже очевидно: социалистическое градостроительство более в России
невозможно. Но никакого другого не построено, и никто из высоких особ его не
собирается строить.
А эта проблема ещё тяжелее, чем четыре предыдущие, поскольку касается
планирования цивилизационного сдвига, т.е. практического ответа на вопрос о том,
где, как и за счёт чего жить, если по-старому дальше жить невозможно. Здесь
нужно готовить альтернативную урбанизацию - проектировать, организовывать и
строить принципиально новые системы расселения и жизнеобеспечения (например,
усадебное малоэтажное расселение).
Эти пять проблем - основа основ любого мало-мальски осмысленного телодвижения в
сфере жилья и ЖКХ (разделять их нельзя). Но до этих реальных проблем в Кремле
руки не доходят.
Гораздо приятнее со всех точек зрения заниматься <совершенствованием
законодательства>, <созданием институциональных условий>, сохранением госсредств
и финансовой помощью американской экономике.