TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


08.04.2008
16:15

Василий Пригодич. Вся сеть - Государю, или Отменная книга

05.03.2008
01:16

Житие праведника, или Праведник жития (о романе Людмилы Улицкой)

04.02.2008
01:28

Король литературный, или Королевская литература

19.12.2007
17:20

Михаил Бабкин. К восстановлению патриаршества в Русской православной церкви: 1905-1917 гг.

15.12.2007
15:01

Д.И.Луковская. Понятие прав человека: многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека.

20.11.2007
02:49

Д.И.Луковская. Личность и право в истории правовой мысли

17.09.2007
14:47

Александр Рашковский. Зловещая фигура

14.09.2007
00:34

Александр Богатырев. Ад достоин посмеяния...

11.09.2007
15:56

М.А.Бабкин. Была ли альтернатива действий у Святейшего Синода Православной Российской Церкви в феврале-марте 1917 г.

03.09.2007
23:16

Протоиерей Алексий (Касатиков), Александр Богатырев. Ответ ува жаемым и известным, а также не очень известным авторам "Письма российских ученых".

30.08.2007
23:45

Александр Богатырев, Александр Шпаков. Экология и нравственность

25.06.2007
01:18

Станислав Голем. Вертинский. Томная тайна.

    Вертинский. Томная тайна ***

    Вертинский отнюдь не преуспел в развитии русской поэзии. То же самое √ в отношении музыки. И на театральной сцене следов его почти не осталось. Шансон его вторичен. Французы, к примеру, оказались намного поэтичнее-музыкальнее. Жильбер Беко там, или Шарль Азнавур. Может быть, в кинематографе поискать? Что-то малозаметное. С превеликим трудом вспоминается величественный и гунявый покровитель из <Анны на шее>. Одиноко и безупречно сидящий на нём фрак. Прочие актёры, занятые в этой чеховской постановке, напоминают толпу переодетых беженцев.

    Что нам за тему навязывает автор?! Закройте глаза. Томительная поза, вкрадчивый стон: где вы теперь, кто вам целует пальцы┘ Сладкая истома невольно охватывает все ваши члены, словно при чтении романа Лидии Чарской <Княжна Джаваха>. Ну всё, проснитесь: ответ не за горами.

    С чего бы, спрашивается, столько лет крутилась блистательная мировая элита в орбите недобитого русского скитальца, прозванного революционно-газетными перьями <беглым белогвардейцем>? Опять же, Фёдор Шаляпин с Анной Павловой, сдаётся мне, были отнюдь не олухи в театре √ и с чего им было брать эту томную бестию в своё концертное турне?! За бугром, милые, фрайеров не держат. Наплевать им на бесталанных наших примадонн-киркоровых. Некоторые страны, это уж верх цинизма, умудряются даже водку гнать лучше нашей. Так в чём же загадка? На кой чёрт сдался миру посредственный романсеро?

    Это в зрелости нас, бывших поэтов и прозаиков, делят на дарования, всю жизнь подававшие надежду; на дилетантов и графоманов; на посредственность и прочий электорат, не к ночи будь помянут. В юности половина из нас √ таланты. За скупой строкой юности Вертинского мне увиделось нормальное созревание гения.

    Родился в Киеве в 1889 г., к пяти годам оказался круглым сиротой. Подрос, зарабатывал на жизнь разгрузкой арбузов, торговал открытками, печатал рассказы, корректором был в типографии. Подростком увлёкся театром: сочинил стихотворно-музыкальную пародию, которую исполнял во время балетного номера. Возможно, первая попытка окрылила успехом, и он решает посвятить себя жанру синтетического искусства. Переезжает в Москву, где первым делом показывается, как актёр, Станиславскому: определённо, комплексом неполноценности молодой киевлянин не отягощён┘ однако во МХАТ Вертинский не попадает, и всё из-за несчастной буквы *эр*.

    Наше-всё-Революции, господин Ульянов-Ленин √ не иначе, назло картавости √ становится непрактикующим юристом и знаменитым оратором. Чёрно-белый Пьеро превращает проблему дикции в знаменитое грассирование, увлекая за собой полчища псевдо-французских экзотов. Что, однако же, выглядит намного безобиднее, чем случай г-на Ульянова.

    Год 1915-й, кризисное время России: бездарная война, распутинщина, крушение великой империи. Грядёт гибель √ и не устоев или режимов, грядёт гибель цивилизации. В противовес грядущему хаму изнемогает в корчах серебряный век русской поэтики, который, по скромному мнению автора, по большей части укладывается в строчку: <Я √ гений Игорь Северянин!> . Вертинский, попутчик любой эпохи, оказался чужд символизму, хотя и перекладывал его на музыку √ в частности, того же Блока (<Последний суд>, <В голубой далёкой спаленке>). Разночинная муза Вертинского противится декадансу, ибо алчет муза потерянного уюта.

    Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,
    Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
    Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,
    Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы...

    (с) Кокаинетка, 1916.

    Революция. Символисты снесены и смяты, как позорное пятно декаданса. Вертинский, словно чертополох в бурю, пригнулся и выжил. Он не борется √ он пережиток. Только-то? Посмотрим.

    Он молод: не примкнуть ли к гогочущим футуристам, где отирается верзила Маяковский, в жёлтой кофте и с морковкой вместо галстука? Кто ещё, какой-то вывернутый придурок Кручёных┘ в общем, та ещё братия.

    Удачный, впрочем, повод лишний раз быть услышанным √ футуристы много шумят на публике.

    У этих клоунов Вертинский тоже долго не задерживается, успев положить (поставить?) на музыку одну из безобразнейших поэз Маяковского <Сумасшедший маэстро>. На моей памяти подобные фокусы с Маяковским никому больше не удавались (если не брать в расчёт покойных <Песняров>).

    Очень быстро футуризм будет проглочен жабой канцелярии, сойдёт на нет весёлое инакомыслие и дуракаваляние. Как следствие √ <Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс! > (Маяковский). Вертинским владеют другие эмоции:

    Пей, моя девочка, пей, моя милая,
    Это плохое вино.
    Оба мы нищие, оба унылые -
    Счастия нам не дано.

    Нас обманули, нас ложью опутали,
    Нас заставляли любить.
    Хитро и тонко, так тонко запутали,
    Даже не дали забыть.

    Выпили нас, как бокалы хрустальные
    С светлым, душистым вином...
    Вот отчего мои песни печальные,
    Вот отчего мы вдвоем.

    (с) Пей, моя девочка, пей, моя милая, 1917.

    Если ты, парень, не обыватель, а художник, хотя бы просто по складу характера, непременно будешь нон-конформистом, пусть даже с нотой пассивного протеста. Чего, скажите, не утерпеть было молча этому приживалу, нашему лощёному Пьеро? Не утерпел. Написан и прозвучал знаменитый романс <То, что я должен сказать>, посвященный расстрелу в Москве трехсот мальчишек-юнкеров:

    Я не знаю, зачем и кому это нужно,
    Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
    Только так беспощадно, так зло и ненужно
    Опустили их в вечный покой.

    Но никто не додумался просто стать на колени
    И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
    Даже светлые подвиги - это только ступени
    В бесконечные пропасти к недоступной весне/

    (с) То, что я должен сказать, 1917.

    И всё, собственно: песенка Пьеро была спета √ скажите спасибо, что не шлёпнули. Началась одиссея скитаний. Был в Штатах, Китае, Румынии, Франции┘ жену себе нашёл в Харбине.

    Я всегда был с причудинкой,
    И тебе, моей худенькой
    Я достаточно горя принес.
    Не одну сжег я ноченьку,
    Я тебя, мою доченьку,
    Доводил, обижая, до слез.

    И, звеня погремушкою,
    Был я только игрушкою
    У жестокой судьбы на пути
    Расплатились наличными
    И остались приличными,
    А теперь, если можешь, прости.

    (с) Личная песенка, 1935.

    Оплакивал в Великую Отечественную падение Франции и позор Европы: он вообще был изрядный плакса, но трагик никакой. Допросился-таки, вернули в итоге на Родину. И даже не отдали под топор в процессе <дела космополитов> (1948): Сталин вычеркнул Вертинского из списков будущих осуждённых, сказав: дадим артисту Вертинскому спокойно умереть на Родине! Как наш герой ни проституировал потом перед властями √ только и дали ему, что спокойно помереть на родной земле┘

    Ну, так в чём фокус-то? Тайна томная будет, или весь пар, по обыкновению, уходит в гудок? Многовато цитатит автор, отчего бы это┘ От беспомощности, друзья мои: речь-то ведь идёт не о стихах √ о песнях. В чём разница? Проведём мысленный эксперимент.

    Скажите, смогли бы вы пересказать в трёх фразах роман в стихах <Евгений Онегин>?

    Верю, что смогли бы. И я бы смог. А теперь перескажите-ка в трёх фразах романс <Гори, гори, моя звезда>! Так┘ ну, всё √ время вышло; долго вы что-то чухались. А ведь по объему <Гори, гори┘> √ примерно сто семидесятая часть <Онегина>, однако пересказать её слабо. Слабо-с!

    Потому что это √ Песня. Их, кстати, не так уж много, что не может не радовать: хоть какая-то защита от девальвации. Как появляются Песни? Стихи немножко подвинулись, музыка подтянулась, и рождается Magic: нет уже отдельно ни стихов, ни музыки √ оттого и пересказ ваш не состоялся. Прочие песни √ как курортный роман, где ни стихов, ни мелодий┘ одна только е┘ля с пляской.

    Так вот, Вертинский √ это воплощённое Танго. О чём это Танго? О знании Судеб. О том, что Здесь нам грустно и Там будет невесело. Остаётся любить и надеяться, что бы ни напророчило Танго о любви, ревности, смерти. Теперь о пророках┘ про-Роках, то есть предсказателях Рока, или Судьбы: обещать можно чудо √ и не исполнить. А можно обещать, что мы однажды вернёмся к любимым.

    К Родине. К Вечному. И это сбудется.

    Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет √ Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! (с) Беранже.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
275241  2007-06-25 01:20:30
-

275247  2007-06-25 09:43:27
Антонина Шнайдер-Стремякова
- Сергей Сергеевич! За Вертинского, за ориентиры, что исходят от ╚кошачьего ящика╩, за страсть, которым дышит Ваш язык, низкий поклон. Вы чудо!

275249  2007-06-25 11:38:11
Алла Попова
- "Так вот, Вертинский это воплощённое Танго. О чём это Танго? О знании Судеб. О том, что Здесь нам грустно и Там будет невесело. Остаётся любить и надеяться, что бы ни напророчило Танго о любви, ревности, смерти. Теперь о пророках про-Роках, то есть предсказателях Рока, или Судьбы: обещать можно чудо и не исполнить. А можно обещать, что мы однажды вернёмся к любимым.

К Родине. К Вечному. И это сбудется.

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! (с) Беранже"

Замечательная статья! Спасибо, Сергей Сергеевич, что снова о прекрасном.

275253  2007-06-25 15:55:04
Василий Пригодич
- Дорогие Антонина и Алла!

Благодарю за сердечное внимание. Целую ручки.

275255  2007-06-25 16:48:04
Ия
- "...Если ты, парень, не обыватель, а художник, хотя бы просто по складу характера, непременно будешь нон-конформистом, пусть даже с нотой пассивного протеста. Чего, скажите, не утерпеть было молча ЭТОМУ ПРИЖИВАЛУ, нашему лощёному Пьеро? Не утерпел. Написан и прозвучал знаменитый романс <То, что я должен сказать>, посвященный расстрелу в Москве трехсот мальчишек-юнкеров:

Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожавшей рукой, Только так беспощадно, так зло и ненужно Опустили их в вечный покой.

Но никто не додумался просто стать на колени И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране Даже светлые подвиги - это только ступени В бесконечные пропасти к недоступной весне/

(с) То, что я должен сказать, 1917.

И всё, собственно: песенка Пьеро была спета скажите СПАСИБО, что НЕ ШЛЁПНУЛИ...."

ОПЛАКИВАЛ в Великую Отечественную падение Франции и ПОЗОР Европы: он вообще был изрядный плакса, но трагик никакой. Допросился-таки, вернули в итоге на Родину. И даже НЕ ОТДАЛИ ПОД ТОПОР в процессе <дела космополитов> (1948): Сталин вычеркнул Вертинского из списков будущих осуждённых, сказав: дадим артисту Вертинскому спокойно умереть на Родине! Как наш герой ни проституировал потом перед властями только и дали ему, что спокойно помереть на родной земле "

Сергей Сергеевич! НЕ поняла о чем вы пишите. А вы не любите А.Вертинского! Но даже если вы его не любите и не уважаете, то разве можно ТАК высказываться? "...скажите СПАСИБО, что НЕ ШЛЁПНУЛИ...." СПАСИБО, кому?

275256  2007-06-25 17:01:53
ВМ /avtori/lipunov.html
- Вот и романс можно послушать в "Русском переплете" в исполнении Олега Любимова:
Я не знаю зачем...

Другие романсы.

275259  2007-06-26 00:06:58
Василий Пригодич
- Дорогая Ия!

Эту заметку сочинил Станислав Голем, не я. Я просто разместил ее в "Кошачьем ящике". Есть интересные отклики, значит, заметка "цепляет" (как теперь принято изъясняться).

275262  2007-06-26 09:45:10
Ия
- Слава Богу, что автор этой статейки не вы. Наверное, что-то упустила из внимания. Действительно, не ваш стиль, поэтому и откликнулась. Да, статейка цепляет плохо скрываемой грубостью, через которую просматривается легкая зависть к успеху Пьеро.

275273  2007-06-26 19:26:23
Станислав Голем
- Уважаемая Ия, отмеченные Вами обороты речи - не более, чем элементы авторского стиля... Автор и не скрывает иронического отношения к Вертинскому-Персонажу Истории, но преклоняется перед Художником. Неуважение к персонажу очерка было бы просто дурным тоном, наподобие "Забавного евангелия" Лео Таксиля... К остальным: выражаю искреннюю признательность за внимание к очерку.

275291  2007-06-27 09:53:41
Ия
- Уважаемый Станислав!

Иронию в вашей статье я заметила, а преклонения перед талантом А.Вертинского нет, поэтому искренне удивилась выбранному вами стилю.

275420  2007-07-02 13:21:18
LOM /avtori/lyubimov.html
- Статья хороша уже выбранной темой. Вертинский!.. Любое упоминание о замечательном художнике открывает его для новых почитателей.

275421  2007-07-02 13:40:15
Ия LOMу
- "...Любое упоминание о замечательном художнике открывает его для новых почитателей. "

Вы уверены, что ЛЮБОЕ упоминание позволительно? И кто же не знает Вертинского?

275422  2007-07-02 13:46:22
- "....Опять же, Фёдор Шаляпин с Анной Павловой, сдаётся мне, были отнюдь не олухи в театре и с чего им было брать эту томную бестию в своё концертное турне?! За бугром, милые, фрайеров не держат."

Извините, но Шаляпина, Павлову и Вертинского знают ВСЕ. Мне кажется, что высказываясь в подобном стиле "инкогнито" вроде как дает им оценку. СМЕШНО, право.

275424  2007-07-02 14:32:01
LOM /avtori/lyubimov.html
- Человек рождается, к сожалению, многого не зная... Упоминание о достойном наш долг отцам и обязанность по отношению к потомкам...

275425  2007-07-02 14:49:21
Ия
- "...Упоминание о достойном наш долг отцам и обязанность по отношению к потомкам..."

Я хочу просто сказать, что достойные упоминая люди должны достойно упоминаться. Вы согласны? Назвать Шаляпина-Павлову-Вертинского фраерами!!! надо иметь большую фантазию. М.б. по фене ботать начнем? Искренне желаю успехов автору статьи.

275427  2007-07-02 15:55:28
LOM /avtori/lyubimov.html
- Ие

Если вы желаете быть понятым, следует изъясняться на понятном собеседнику языке. Навязывание почитания и высокого штиля в подавляющем большинстве случаев приводит к отторжению. Когда самая лестная оценка ╚прикольно╩, а прочитать книжку работа, задача сводится к простому привлечению внимания.

275428  2007-07-02 16:23:14
Ия
- Уважаемый LOM !

Я высказалась только потому, что увидела противоречие между декларированным почитанием к личности Вертинского и тем как это было выражено. Это мне автор попытался что-то навязать словами "гунявый", "фраер". Я только могу повторить, что считаю такие слова как "фраера" в адрес Шаляпина и Павловой недопустимыми. А вы как считаете? Ведь должен быть еще и вкус?

275429  2007-07-02 16:30:03
LOM /avtori/lyubimov.html
- Дорогая Ия! Согласен с Вами. К сожалению, чтобы привить хороший вкус требуются годы, годы и годы...

275856  2007-07-20 05:34:37
Михаил
- Чудо песни, чудо воя Для любви потребны двое Танго тоже для двоих На своих двоих и стих.

Сергей Сергеевич, поэтично и очаровательно, как всегда. Текст тучный, плотный, полный грозового электричества, с просверками молний Вашей великолепной эрудиции.

275857  2007-07-20 07:34:03
Александр Волкович
- Туда же. Не надо впадать в грех "литературоведения", чтобы отличить откровенного хама от застенчивого.

275868  2007-07-20 15:01:47
Василий Пригодич
- Дорогой Михаил! ЭТОТ текст написал (сочинил, составил) не я, а Станислав.

275877  2007-07-20 19:59:13
Михаил
- Но поместили его Вы, а Станислав - молодец! :))

275881  2007-07-20 22:52:57
Krot
- Вертинский - стиль.

Высоцкий - тоже.

Отделите стихи от личности исполнителя - и стиль исчезнет, стихи превратятся в обычные "слова" (как у какого-нибудь Добронравова), и исчезнет ТАЙНА.

Когда ухаживаете за женщиной, поставьте на антикварный проигрыватель старую заезженную пластинку Вертинского... О том, как закончится вечер, можете не говорить: я сам знаю...

А что может быть прекрасней?

19.05.2007
17:39

Станислав Голем. Три стихотворения.

24.04.2007
02:15

Памяти Бориса Николаевича Ельцина (давнее стихотворение)

15.04.2007
19:17

Михаил Бабкин. Духовенство русской Православной Церкви и Февральская революция. Отказ от символов "старого режима". Март 1917-го.

11.04.2007
15:25

Владимир Резниченко. Маргинальные сонеты - IV

09.04.2007
21:35

Умер Алексей Иванович Королев

23.03.2007
00:15

Василий Пригодич. Пелевин, Пелевин и еще раз Пелевин.

04.03.2007
22:27

Василий Пригодич. Интеллектуальный роман (Э.Радзинский о Г.Распутине)

24.02.2007
00:09

Помогите спасти библиотеку. Крик души.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100