Монтессори родилась в итальянском провинциальном городке Чиаравелле в семье крупного чиновника. В тогдашней Италии медицина была привилегией мужчин. Но благодаря своему упорству Мария добивается своего - она стала первой женщиной-врачом в своей стране, закончив в 1896 Римский университет. После этого Мария работает в университетской клинике, затем получает частную практику. Тогда она впервые стала иметь дело с детьми с ограниченными возможностями. Наблюдая за этими несчастными, Мария постепенно приходит к выводу, что такие дети нуждаются не только в лечении, но и в специальном обучении. Начав заниматься с ними, она глубоко изучает психиатрию, психологию, педагогику и антропологию. В 1904 ее пригласили на кафедру антропологии Римского университета, где она продолжила свои исследования, создавая собственную педагогику. Она много работает с дидактическими материалами, дополняет их, разрабатывает оригинальную педагогическую систему, основной идеей которой является мысль о том, что дети, как больные, так и здоровые, нуждаются в специальной развивающей среде, которая поможет проявиться их собственному природному потенциалу.
6 января 1907 в Риме открылся первый "Дом Монтессори' для детей рабочих. Мария становится его руководительницей, организовав работу в нем по собственным принципам, С 1909 метод Монтессори активно внедряется в жизнь.
Смысл созданной Марией Монтессори педагогической системы в том, чтобы подвигнуть ребенка к саморазвитию и самообучению. -адача педагога - лишь помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим уникальным путем. Импульсом для свободного развития является специальный дидактический материал. Ребенок в Монтессори-школе много работает руками и много двигается. Монтессори-
группу можно узнать по нарисованной на полу линии в виде эллипса. По ней дети ходят, бегают, прыгают, танцуют, носят предметы: посуду, колокольчики, горящие свечки, Так они закаляют волю, улучшают осанку, учатся управлять своим телом.
Монтессори изобрела оригинальный способ обучения письму - "писать раньше, чем читать". Ребенок запоминает буквы вначале благодаря мускульной памяти -ему выдаются карточки с выпуклыми, шершавыми буквами. Потом от моторных действий ребенок переходит к умственным -он записывает и запоминает буквы. По этому способу дети начинали писать уже с четырех лет.
В Монтессори-школе нет классно-урочной системы, нет специальной программы. Новый материал, которым овладел ребенок, - это и тест его продвижения вперед. Каждый ребенок его самостоятельно осваивает в своем индивидуальном темпе, педагог только наблюдает и направляет. Вопрос интеллектуального развития в Монтессори-школах - это лишь вопрос естественности развития малыша. Технология обучения только поддерживает его, но не форсирует развитие ребенка,
В Монтессори-методике отсутствуют оценки как таковые. Оценкой является самоконтроль, который содержит сам дидакти ческий материал. Допущенная ошибка не тяготеет над ребенком, а стимулирует его к самостоятельному тренингу.
В России первые Монтессори-школы появились уже в начале XX в. Но а 1926 решением Наркомпроса они были запрещены. Вторично имя Монтессори открыла для россиян педагогический журналист Е. А. Хилту-нен. Она, а также психолог Д. Г. Сорокин и педагог В. С. Кондакова, стали первыми Монтессори-учителями для детей и взрослых, открыв в октябре 1991 модельную школу и постоянно действующий семинар. Школу посещали дети от трех до шести лет, а семинар - родители, воспитатели, учителя, преподаватели ВУ-ов, студенты, приезжающие со всей страны.