Юрий Трифонов вошел в литературу в начале пятидесятых повестью "Студенты", когда постигал премудрости художественного творчества в Литературном институте им. Горького.
В этой повести молодой писатель воссоздал романтическую атмосферу студенческой жизни, ее быт.
В дальнейшем все будет сложнее и противоречивее. Для того, чтобы глубже познать жизнь в ее многообразии, Трифонов много ездит ло стране. Наблюдая народную жизнь, он старается осмыслить происходящие в послевоенные годы в стране социальные и духовные процессы, Этот опыт потом найдет свое отражение в таких произведениях как роман "Утоление жажды" (1963), "Отблеск костра" (1965).
Русский писатель
В конце 60-х писатель начинает создавать цикл так называемых городских повестей: "Обмен" (1969), "Предварительные итоги" (1970), "Долгое прощание" (1971).
Главным произведением той горы, да, пожалуй, и всего творчества писателя стал нашумевший роман "Дом на набережной', впервые опубликованный в журнале "Дружба народов' (1976). Главная тема его - всесокрушающая сила ударов судьбы, чей образ как бы олицетворен в непоколебимой громаде серого многоэтажного здания, возвышавшегося на набережной Москва-реки.
В 1978 Трифонов пишет роман "Старик", стоящий несколько особняком от других тем. В нем в острой форме прослеживается связь прошлого и настоящего в образах людей разных поколений.
Трифонова по праву можно считать основателем "городской" прозы в послевоенной русской литературе,