Целомудрие творчества
Родился Левитан в местечке Кибарты (Литва). С 1873 по 1885 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д, Поленова. Передвижник (с 1084 - эскпонент, с 1891 -член товарищества), с 1898 - академик пейзажной живописи.
Левитан еще ребенком лишился матери, потом отца. Крайняя нужда долго преследовала художника. Только к концу жизни его материальное положение несколько упрочилось... Обладая красивой внешностью, художник старался выглядеть безупречно:
заботился о своей наружности, одежде.
Жаждал славы, был весел, остроумен. Любил охоту, особенно весеннюю тягу, рыбалку, ходил по грибы, обожал музыку. Но временами без видимых причин его охватывала мучительная тоска.
Его друг А. П. Чехов "видел в этих настроениях нечто больное... поднимающееся изнутри человека". В письмах к нему Левитан признавался: "...Тяжело; не спится. Мне страшно тоскливо..,''"..-Я никогда еще так не любил природу, не был так чуток к ней... не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, что... не поддается разуму, анализу, а постигается любовью... подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь выразить эти большие ощущения". Вспоминаются его картины
"Тихая обитель" (1890) и более поздняя -"Вечерний звон" (1892).
По воспоминаниям сестры Чехова -Марии Павловны: "Левитан был адски самолюбив, он понимал силу своего таланта, но ему все казалось мало".
Может быть отсюда чувство одиночества, надрыв, частые перепады настроений. Ему присуще постоянное и глубокое страдание, несмотря на внешнюю веселость, "кураж", дурачества в шумных компаниях. Все это отчетливо просматривается в его творчестве.
Какое бы состояние природы Левитан ни писал, повсюду - глубокая возвышенная скорбь ("Над вечным покоем", 1893;
"Владимирка", 1892), или смутный разлад души ("У омута", 1892), или грусть (часто светлая), прощание... навсегда ("Мельница", 1888; "-олотая осень", 1895;
"Весна. Большая вода", 1896;
"Летний вечер", 1900). Радости в его картинах не найти, если и мажор ("Березовая роща", 1889; "Свежий ветер", "Март" -обе 1895), то переходящий в трепетно-проникновенное минорное звучание. Поэзия русского пейзажа прочувствована искренним щемящим сердцем, все его произведения раскрывают тончайшие состояния природы средствами пленэрной, тонкой нюансированной живописи.
Целомудренность и чистота. Маленькие этюды - светлее, нежнее, улыбчивее;
живопись - тоньше, драгоценнее, жемчужнее .
Левитан за несколько месяцев до кончины писал М. П. Чеховой: "Мапе! Как не хочется умирать! Как страшно умирать и как болит сердце!"
В 1900 он завершает большое полотно "Озеро". Сохранилось свидетельство, что Левитан хотел назвать его "Русь'. Много позднее появилось двойное название картины "Озеро. Русь".