TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.03.2020
12:33

Геометрические страсти, в частности, бесстрастие

    В школе я проявлял две в чём-то противоположные способности: к рисованию и к предметам по точным наукам. Поэтому наиболее успевал по геометрии. И как было дивно, . . .

10.03.2020
19:50

Кошки скребут

    Кошки скребут на сердце. Отчего? Оттого, что я переменился, что ли? Но я по большому счёту не переменился. Большой счёт – это отношение к будущему человечества, к коммунизму. Я как был прокоммунистом, так им и остался.

    Жаль, я не запомнил ни автора ни названия одной маленькой картины, которую я видел на приезжавшей выставке в Каунасском художественном музее в 60-е годы…

    Я тогда был ещё холостым, вёл грязноватую жизнь охотника на женщин. Но идеал мой был иной (его я и осуществил в результате, женившись не просто на той, в кого влюбился, но и на предмете моей мечты, одухотворённой девушке, с таким же идеалом, как и у меня; сперва я хотел было её просто соблазнить, да не вышло, и очень скоро заметил, что она – моя мечта).

    А на той картине была изображена утренняя заря и обнявшиеся парень с девушкой на плотине, видно, они – её строители, и вот, прогуляли всю ночь… И, если в эту секунду и не строят планы на будущую совместную жизнь, то вот-вот станут это делать.

    Я, может, и со слезами смотрел на эту картину (я был далеко не удачливый ходок к женщинам).

    Всё это я вспомнил от чтения таких слов:

    "…я считаю эту картину с таким непритязательным названием “Вечеринка” одной из самых важнейшей во всей Третьяковке” (Мартынов. 2017. https://www.proza.ru/2017/12/09/1707).

    Маковский. Вечеринка. 1875 - 1897.

    Девушка что-то пафосное говорит. Но явно революционное. И не только потому, что от года окончания картины до революции 1905 года только 8 лет. И не потому, что революционное варение, кто виноват и что делать, шло в России всю вторую половину XIX века. – Это для знающих русскую историю ясно, что тут не вечеринка, а тайная сходка под видом вечеринки. А вот для не знающих?..

    По горестной позе и выражению лица крайнего слева и глубочайшей задумчивости седовласого можно понять, что речь о каких-то социальных безобразиях. И девушкой даётся моральный выход. Очень широкого плана, ибо очень разные люди собрались. И проняло всех, разве что уединившаяся парочка слева занята больше собой, чем общим интересом. Ну и стоящий с трубкой в зубах, похоже, ироничен. Нет, сомнителен и аплодирующий, ему девушка нравится, а не её пафос.

    В 2017-м процитированный Мартынов написал свою оценку. Видно, хорошо и лично ему знакомо, что миллионы и миллионы россиян живут сегодня за чертой бедности.

    Но.

    Если полицейские тогда считали, что правительство "своими “благотворительными” мерами и желанием угодить общественности, усиливает рост противоправительственных настроений” (http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Krasnov.pdf), то этот рост не был ни для кого секретом. Маковский не был реалистом, если за реализм считать чуяние художником того в социуме, что ещё никто не видит. Кем же он был? Изолетописцем? Фиксировал знаемое.

    Как тепершний я, ценящей в неприкладном искусстве наличие следов подсознательного идеала автора, могу считать эту картину художественной? – Никак!

    Или?..

    4 сомнительно, что сочувствующих, против 8-ми сочувствующих – это слизком плохое соотношение для самых передовых людей… И Маковский намекает таким раскладом на пустую говорильню? Длящуюся больше 20 лет?..

    Нет. Глядя, что рисовал Маковский вообще, видно, что он, как акын, едущий по степи: что видит, о том и поёт. Хроникёр. Без пафоса. Просто внимательный. Потому и заметил 4-х, не пронятых моральным пафосом выступавшей.

    Прав Бенуа:

    "Весь успех Вл. Маковского объясняется тем, что он разбавил веское, несколько даже тяжелое искусство своих предшественников жиденьким, умеренно подогретым бульонцем своего острячества, своей якобы объективности” (http://www.tphv-history.ru/books/benua-istoriya-russkoy-zhivopisi29.html).

    И неправ тот невнимательный искусствовед в наше время, который думает, что Маковский – за революцию:

    "…в… 1897 г. появились традиционно назидательная жанровая картина из жизни революционной молодежи - “Вечеринка” В. Е. Маковского…” (Стернин. https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-iskusstvo-poslednih-desyatiletiy-xix-v-vzglyad-iz-xxi-v).

    Мне молодому, стихийному левому шестидесятнику, вряд ли понравилась бы “Вечеринка”, увидь я её тогда. За беспафосность. Меня сейчас просто проняла искренность процитированного неквалифицированного Мартынова. На которую навела странная невнимательность Стернина.

    25 февраля 2020 г.

09.03.2020
20:22

Сверхизысканность?

    Я удручён. Своим бессилием. В способности доказать. Например, что вот это – ерунда. Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974. Или наоборот, что это не ерунда. Меня . . .

02.03.2020
13:55

Идея!

    Мне пришла мысль, и я её думаю. Мысль состоит в объяснении того, почему Западная Европа вечно гонима вихрем новаторства. И её то и дело заносит. То они жгут ведьм на . . .

01.03.2020
23:08

Русский и белорусский идеалы

    Наткнувшись на Соломина, я не могу его забыть. И меня тянет им упиваться ещё и ещё. Ликующий традиционализм-скромность. Есть тут где-нибудь неожиданность . . .

26.02.2020
11:42

Оболганный Ницше

    Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к . . .

25.02.2020
13:06

Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся

    В первый миг до Большого Взрыва, после которого всё произошло, началось то, что длилось всё последующее время – сохранение бывшего в ставшем, и потом уже это . . .

24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, . . .

23.02.2020
14:25

Сомов и иномирие

    Я уязвлён. Во мне развилось самомнение, что я всё могу понять у больших именитых художников. А вот прочёл такое: "…полная томной него и “декаденткой” пряности . . .

20.02.2020
12:28

Предвзято ли это...

    Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции. Ясно, что он . . .

18.02.2020
14:19

Против Толстого

    Надо, надо выступить против Толстого, выступившего против Шекспира. Толстого могло заносить. Я знаю, что его занесло в теоретизировании, что такое искусство. В . . .

12.02.2020
11:00

Флаг Великанова над Рейхстагом

    Чтоб понять этот текст полностью, возможно, иные места придётся перечитывать. Идёт ин-фор-мацьон-ная, священная война. "Ведущий “Час Speak" на канале RTVi: . . .

11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в . . .

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем? Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие . . .

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

21.01.2020
13:39

Глубина или натяжка?

    Когда-то я стал писать из-за возмущения, как непонятно пишут искусствоведы. Самообразовался, и тогда стало видно, что я ещё и с принципиально других . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100