TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

31.03.2020
12:22

Поражение, почти равное победе

    Я вздумал опубликоваться в рецензируемом журнале. Смешно началось. За эл. почтой следят и вставляют соответствующую рекламу. Ну вдруг вставили рекламу помощи . . .

29.03.2020
16:31

Провал или спасусь?

    Я был очень благополучен, обнаружив соответствие спусков и подъёмов на большой Синусоиде идеалов в искусстве истории смены общественных формаций (см. тут). Тем . . .

28.03.2020
12:32

На что я уповаю

    Так жаль, что каждый раз, начиная писать, я стою перед проблемой ввести в курс того почти маниакального состояния, которым я одержим: поиском следов . . .

26.03.2020
09:38

Что-то про ничто

    К непосредственному впечатлению в случае с песней Веберна “Как я рад!” (1934) обращаться бессмысленно, но я предлагаю обратиться, чтоб удостовериться (слушать тут) . . .

25.03.2020
17:52

Красота и водка

    Почему вымерли ненандертальцы? Оттого, что оледенение Европы кончилось? Мамонты исчезли, главная еда неандертальцев? Или сжили их со света более умные . . .

24.03.2020
09:56

Энергия новичка

    Энергия новичка смешна у старика, но что делать – интересно… Может, заражу кого – и тому будет тоже интересно… Я наткнулся на цитирование Кибирова, понятое, . . .

23.03.2020
13:33

Неисповедимы...

    Есть особый восторг, когда совпадают ну тончайшие соображения. Ну тончайшие. Такое произошло со мной от чтения у Эфроса, как Цвейг оказался равнодушным к “Боярыне . . .

22.03.2020
18:11

Ёкает?

    Когда-то давно я слышал (по радио) легенду, как султан решил определить, кто из славящих его поэтов настоящий поэт. Он объявил, что отныне не будет платить за . . .

14.03.2020
17:04

Кошмар

    Имея довольно мало объективных доказательств естественно нарываться на провалы. Это я о приходе Шнурова в политику в “Партию Роста”, партию капиталистов . . .

13.03.2020
18:40

Целесообразность одного теоретического допущения в науке об искусстве

    Новые теоретические допущения целесообразны, если они отражают действительность. Рассмотрим подсознательный идеал автора. Был ли он зафиксирован наукой об . . .

11.03.2020
12:33

Геометрические страсти, в частности, бесстрастие

    В школе я проявлял две в чём-то противоположные способности: к рисованию и к предметам по точным наукам. Поэтому наиболее успевал по геометрии. И как было дивно, . . .

10.03.2020
19:50

Кошки скребут

    Кошки скребут на сердце. Отчего? Оттого, что я переменился, что ли? Но я по большому счёту не переменился. Большой счёт – это отношение к будущему человечества, к . . .

09.03.2020
20:22

Сверхизысканность?

    Я удручён. Своим бессилием. В способности доказать. Например, что вот это – ерунда. Егоршина. Автопортрет. Полосатая шуба. 1974. Или наоборот, что это не ерунда. Меня . . .

02.03.2020
13:55

Идея!

    Мне пришла мысль, и я её думаю. Мысль состоит в объяснении того, почему Западная Европа вечно гонима вихрем новаторства. И её то и дело заносит. То они жгут ведьм на . . .

01.03.2020
23:08

Русский и белорусский идеалы

    Наткнувшись на Соломина, я не могу его забыть. И меня тянет им упиваться ещё и ещё. Ликующий традиционализм-скромность. Есть тут где-нибудь неожиданность . . .

26.02.2020
11:42

Оболганный Ницше

    Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к Христу, но на ином уровне духовидения” (В. Бычков. https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf).

    Есть ли доказательства такому заявлению?

    Я сам подобным заявлением пользовался, но – относительно художественного смысла произведений неприкладного искусства.

    Ну в самом деле. Если художественный смысл – это расшифрованный подсознательный идеал автора, то есть – нецитируемое, то любой кусок “текста” произведения не есть его художественный смысл.

    Однако является ли “Антихристианин. Проклятие христианству” (1895) Ницше художественным произведением? – С очевидностью – нет. Это – философское произведение. То есть то, что есть там в тексте, не должно пониматься в обратном смысле. А там есть слова типа: "Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство”.

    Естественный отбор в человечестве происходит не на социальном уровне, а на уровне общения с микроорганизмами. Например, от животных к человеку попадают вирусы, что оказывается смертельным для части человечества; но остальная, выжившая, оказывается приспособленной к выживанию при заболевании от этого вируса. Она прошла естественный отбор.

    А в социальной сфере естественный отбор прекратился с собственно появлением человечества. От этого поначалу началось его вырождение по такому показателю высшей нервной деятельности, как её подвижность (см. тут). Но вырождение было преодолено расширением культуры (там же). Только у северных народов из-за плохих условий оно задержалось, чему свидетельство – шаманизм и его приятие окружающими шамана (там же).

    Развитие культуры спасло психически слабых. Христианство как часть культуры внесло свой вклад в это спасение. Ницше же предложил возврат к естественному отбору. Открыто.

    Объявлять его приходящим к Христу можно только в рамках эссе, являющемся довольно безответственным жанром среди словесных произведений культуры.

    Зато логику и энергию данного эссе можно использовать для доказательства того, что подсознательным идеалом ницшеанства является метафизическое иномирие, равномощное с тем светом христианства, только без христианского нюанса спасения там душ.

    "Ницше — это отчаянный крик изболевшейся души человечества в больном теле человека — вопль и страх богооставленности и провидение того ИНОГО…” (В. Бычков).

    Как человек верующий, В. Бычков признать антихристианство Ницше просто не может, раз Ницше стал так знаменит и авторитетен. Поэтому, чтоб использовать "от противного”, В. Бычков наделяет нехорошестями не отвергаемый Ницше Этот мир, а то иномирие, к которому Ницше приходит. Но приходит не в философии, а в поэзии с её скрытым художественным смыслом (потому скрытым, что выражается-то – бессловесное подсознательное). И то иномирие настолько же хорошо, насколько плох Этот мир. То есть, да, "от противного” Этого мира, но не к Христу он пришёл. – Смотрите.

    Против законов

     

    Моченым шнуром вновь и вновь

    Стянул мне горло шум часов;

    Мерцанье звезд, петуший крик,

    И свет, и тень - исчезли вмиг,

    И все, что знал я, стало вдруг

    Глухой, немой, ослепший круг -

    Во мне остался мир без слов

    Под шум закона и часов...

    Мне – после того, как я разобрался с Чеховым (а тот – ницшеанец, ставший им независимо от Ницше и одновременно с ним) – легко было раскусить, в чём тут перец. – В доведении читателя до предвзрыва, предполагающего взрыв не простой, а такой ужасной силы, что от него должен исчезнуть сам Этот мир, и… И что дальше? – А дальше – иномирие. Принципиально недостижимое, но всё-таки условно достижимое: путём удачи дать образ этого иномирия, в данном стихотворении – "от противного”.

    Вот и судите, какова чувствительность у лирического героя ницшевского стихотворения, если он сам ход времени переносить больше не в состоянии. Неумолимый ход времени, такой же неумолимый как и все законы на Этом свете, физические и человеческие. – Ненависть выше всякой меры. И даже не физические страдания чьи-то или самого героя за этой ненавистью стоят. Страдание – духовное. Скучно! Нес-тер-пимо скучно.

    Я лично лишь раз в жизни что-то отдалённо напоминающее испытал. Помню, это было в Одессе. Я приехал туда ради ухаживания за своей будущей женой. А она была звезда в некотором роде. Туристическая. Она и альпинисткий значок заработала после одного восхождения. Сверхвумэн, в общем. И все они себя сверхчеловеками относительно мещан считали (умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт). И туризм у них – поначалу – был не простой, а очень трудный. И не спортивного интереса ради, а как закалка для нравственных трудностей будущей борьбы за коммунизм в стране, катящейся в вещизме к перерождению в капитализм. Идейный такой туризм. Со специфическим песнями. – А я был обычным. И она меня стеснялась показывать своей компании (они чуть участок земли под коммуну не получили). Меня б раскусили с первого взгляда. Ну она думала, что меня перевоспитает, и потому не бросала. И вот раз оставила меня ждать на улице, а сама зашла к соратнику – надо так сказать – о чём-то договориться. И я зарядился терпеливо ждать. (А доверие к ней у меня было безграничное. И готов я был терпеть от неё, что угодно.) И вот я стоял и терпел. Сначала без никаких эмоций. Ну, что делать, если надо потерпеть… Я даже время не засёк. Я не вспомню всех эволюций своего терпения. Помню только, что в конце мне болело всё тело, будто я таскал мешки на плечах. Вот остановилось время и всё! И это сказалось аж на мышечной боли.

    Так или иначе, я очень понимаю лирического героя стихотворения “Против законов”. Хоть я человек по поступкам не экстремист. Я просто пониматель (за то, наверно, моя зазноба меня и ценила, ну и идейно я был свой). Даже и такого вот экстремиста – понимаю.

     

    Наличие иномирия как подсознательного идеала у Ницше и ницшеанцев в момент создания произведений неприкладного искусства почему-то не замечают. А если и замечают (см. тут), то опасаются впрямую написать. Наверно, не хотят рисковать своей репутацией учёного (подсознательное-де ненаучно). Но вот, косвенно, этим ИНОГО у эссеиста В. Бычкова (а эссеисты бесстрашны), истина всё-таки прорывается.

    22 февраля 2020 г.

25.02.2020
13:06

Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся

    В первый миг до Большого Взрыва, после которого всё произошло, началось то, что длилось всё последующее время – сохранение бывшего в ставшем, и потом уже это . . .

24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, . . .

23.02.2020
14:25

Сомов и иномирие

    Я уязвлён. Во мне развилось самомнение, что я всё могу понять у больших именитых художников. А вот прочёл такое: "…полная томной него и “декаденткой” пряности . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100