TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а для протестантов представителя Христа на земле не должно было быть. Отсюда следствие. У католиков священники не вступают в брак, у протестантов – вступают. Соответственно, у католиков есть монашеские ордена, у протестантов – нет. Соответственно же, у католиков священники исключительно мужчины, у протестантов – могут быть и женщины. Соответственно католики крестят детей с рождения, протестанты – в сознательном возрасте. Католиками признается равный авторитет Священного Писания и Священного Предания (то, что не Ветхий и Новый Завет), протестанты признают только Священное Писание. И т.д. и т.п.

    Многое из этого никак не касается паствы.

    А идёт многолетняя война, и текут реки крови. Паствы. И ей эти догматы надоели, тихонько говоря.

    Художники тоже раскололись идейно-художественно и тоже впали в раж – в маньеризм. Одни – выражая вседозволенность, другие – аскетизм*. Первые – буйством цвета, вторые – деформацией обнажённых тел.

     

    Филиппо Беллини. Портрет папы Сикста V. Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент.

    (Перчатки кровавы от казней за прегрешения. Тела голы и искорёжены от отвращения к плотскому.)

    Среди паствы, которой надоела война за их не касающиеся эмпиреи, нашлись и художники, которым соответственно надоел маньеризм.

    С его искусственностью во всём. В том числе и с освещением. И они как бы бросили клич: “Даёшь реализм!” Хоть бы в одном освещении, если нельзя в тематике…

    Караваджо. Призвание апостола Матфея. 1599.

    Ну да, да. Крайний справа аж Христос. Левее – аж апостол Пётр. А указывающий на себя – будущий, когда – сейчас – встанет и пойдёт за Иисусом, апостол Матфей. Но. Это ж, между нами, своими, говоря, с другой стороны, простые люди. В наших, современных, одеждах. Те, кто за столом, занимающиеся обычным счётом денег. И совсем не факт, что послушаются указующего жеста. Вон, вопреки Библии не встал и пошёл за Иисусом, а жестом переспрашивает, про него ли речь. А что такое переспрашивание, как не приём, чтоб не выполнить приказ? Тут, в конце концов, и вооружённые люди есть, чтоб воспрепятствовать покушению на свободу воли, если что…

    Ошеломляло. Публику. А церковники так и не узрели подвоха**. Так и висит с тех пор в церкви.

    15 октября 2018 г.

    *- А как связаны вседозволенность и аскетизм с религиозной войной?

    - Через католический целибат. Из-за претензий католических священников на исключительность им пришлось подкреплять эту претензию безбрачием. Которого многие не выдерживали. Даже не в простой грех совокупления с женщинами впадая, но и в мужеложество. И лгали. И практика лжи распространялась на многое. Например, на просто торговлю индульгенциями (отпущением грехов). Стало можно грешить себе в сласть, зная, что потом пойдёшь и откупишься. Ложь пронизала всё. А во всём духовно заправляла Церковь. Целая эпоха Раннего Возрождения прошла под знаком вседозволенности. И как реакцию на это породило следующую эпоху – Высокое Возрождение, с его идеалом гармонии низкого и высокого. Но и она продлилась недолго, превратившись в Позднее Возрождение, которое было уже расколотым. Предпоздний Микеланджело был за воздержание, поздний Тициан – за чувственную свободу. Следующий стиль, маньеризм, довёл этот раскол до крайности.

    16.10.2018.

    **- А может, наоборот: церковники чуяли личную, остро переживаемую религиозность, раз художник живых людей брал для изображения?

    - Не исключено. Особенно, если вспомнить про подсознательный идеал. Религиозная война была за что-то далёкое от жизни людей. А в жизни людей ежедневно были проблемы с совестью и, значит по тем временам, с Богом. У самого же Караваджо… Он был бандит. Убивал людей, нападая со спины. А знал, что христианству особо небезразличны большие грешники. Если неприкладное искусство – это искусство непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного мироотношения, то такое новаторство, как подобие реальности (света и людей), данное в столкновении с религиозным сюжетом, как раз и порождает в художнике религиозное вдохновение соединения несоединимого: бандита/верующего.

    Тогда я неправильно назвал свою статью.

    22.10.2018.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340993  2018-12-15 15:07:50
Sweetheart
-

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B> Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125 . . .

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100