TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.12.2018
11:25

Про муть

    На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, . . .

30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

     

    Ко дню рождения С. Г.

     

    Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная картина появилась у Игоря Попова?

    Попов. Наш двор. 1964.

    Про неё, казалось бы, верно пишут так:

    "…картина из тех времен, когда телевизор был редкостью, а компьютеров не было вовсе, когда в каждом дворе все вместе заливали катки, строили горки, лепили снеговиков, забивали "козла", чинили автомобили, сушили бельё, играли свадьбы и воспитывали детей. Это было время, когда весь двор жил общей и насыщенной жизнью, в которой совместно переживали и горе, и радость, не было "чужих" детей и "чужих" проблем” (https://visualhistory.livejournal.com/1378634.html).

    А это ведь уже 1964-й год…

    Наша семья была очень бедная. Тётя аж не выдержала и купила нам телевизор, сказав, что нельзя ж в космическую эру жить без телевизора. И Гагарина я уже фотографировал с экрана нашего телевизора. А Гагарин полетел в 1961-м году. То есть в 1964-м телевизор уже не был редкостью.

    Это я уже принялся опровергать приведённую выше цитату.

    Я с самого начала задал себе вопрос, как мог художник, критик действительности, традиционалист в пику вредному материальному прогрессу (см. тут и тут), вдруг нарисовать оптимистическую картину, когда кругом материальный прогресс в почёте? – Если он не ерундовый художник, то не мог. И я предположил, что единственный логический ответ – это, если он этой картиной ностальгирует по ещё недавней, но уже уходящей общинной жизни в СССР.

    В соответствии с таким предположением я стал рассматривать фотографии дворов советского времени в 50-60-е годы. И, наткнувшись на очень похожий сюжет, обнаружил, что это 1940-й год!

    Двор дома № 64 по Загородному пр. Фото 1940 г.

    Годы, поближе к 60-м, какие-то не такие общественные.

    Ярославль. 1960-1970 гг.

    В 80-х уже совсем уныло.

    Что значит, крупный художник, и что значит, опытный покупатель картин. Музей Русского Искусства в Миннеаполисе, США, купил “Наш двор”. – Как экзотику это купили? Ибо у них не так.

    А как?

    Рисунок 4. Вид проекта жилищного строительства Пруитта-Иго, Сент-Луис, Миссури, Хельмут, Лейнвебер и Ямасаки, архитекторы.

    Источник: Предоставлено библиотекой Фрэнсис Лоэб, Высшая школа дизайна Гарвардского университета.

    Рисунок 5. Вид с птичьего полёта на дома Роберта Тэйлора, Чикаго, Иллинойс, Шоу, Мец и ассоциация, архитекторы.

    Источник: фотография Билла Энгдаля. Предоставлено Чикагским историческим обществом.

    Машинный перевод:

    "В Сент-Луисе жилищная власть наняла хорошо связанную местную фирму Хельмут, Лейнвебер и Ямасаки. После того, как дизайн Минору Ямасаки для апартаментов John J. Cochran Garden (расположение 6-, 7- и 12-этажных зданий с балконами, служащими в качестве крыльца), получил награды в архитектурных кругах, власть построила его дизайн для материнского Pruitt-Igoe проекта из тридцати трех 11-этажных зданий (см. Рисунок 4). Вдоль одной внешней стены фирма включала глубокие коридоры или “галереи”, которые должны были функционировать как детская площадка, крыльцо и вход в прачечную и складские помещения, привлекающие жителей и создающие “вертикальные районы”. В Чикаго жителям в течение ряда лет построили четырехмильную полосу государственных жилищных высоток вдоль Южной государственной улицы, с кульминацией в 1963 году с завершением крупнейшего в мире проекта государственного жилья, дома Роберта Тейлора, двухмильного участка двадцать - 16-этажных зданий, вмещающих более 4300 квартир (см. рисунок 5) (Architectural Record 1954; Bailey 1965; Bowly 1978)” (https://www.innovations.harvard.edu/sites/default/files/hpd_0703_hoffman.pdf).

    Расчеловечено. Вот Попов того же боялся.

    И мыслимо думать, и что он провидел такую перспективу в СССР, и что чуткий зритель того времени это тоже провидел, и, наконец, что холодный ужас провидения с тёплыми красками “Нашего двора” в столкновении друг с другом рождают ЧТО-ТО, что озаряет выразить словами: “Спасайте, спасайте, товарищи, общинный дух! Ведь пропадаем!”*

    Верный своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет след подсознательного идеала, я позволяю себе рассудить, что такая сложноустроенность переживания от картины (два сочувствия и результат их сложения) и есть этот самый след.

    28 сентября 2018 г.

    *- А вот художник Павел Белинский пишет обратное:

    “…ему не свойственна ностальгия по минувшему прошлому” (http://www.belinski.ru/site/index/33).

    - Да нет. На словах этого же художника можно найти аргументы как раз для противоположного. Когда он открыл идею ценности традиционализма, его обуяло боевое настроение утверждения этой идеи:

    "мажорная, пастозная живопись “каргопольского” и “судиславльского” циклов” (Там же).

    Попов. Каргополь. Весна. 1963.

    Попов. Галич. Начинается гроза. 1965.

    Попов. Закат. Большая Пысса. 1964.

    Тут и бедность, и неустроенность не страшны – родные, привычные, ментальные.

    А вот когда Попов вернулся в Москву и стал рисовать её, теснящую традиционализм со страшной силой, то и живопись его поблекла – в далёкую даль уходит свершение его идеала традиционализма:

    "выразительное живописное письмо, сменяется живописью более широкой, менее пастозной, где цвет насыщен оттенками и многочисленными рефлексами" (Там же).

    Попов. Первый снег. 1968-1972.

    Не радость тут, как обычно думают школьники, когда пишут сочинение по картинке, а печаль – в какой несграбный переулок пришлось лечь такой красоте, как первый снег.

    Та же несграбность – повсюду в картинах Москвы.

    Попов. Фрунзенская набережная, дом 14. 1968-1972.

    Попов. У Киевского вокзала. 1970--1973.

    1.10.2018.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340917  2018-10-16 09:15:43
Воложин
-

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100