TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал…

    Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл:

    "Возникновение подобной живописи не только у Лентулова, но и у ряда близких ему художников того времени, организовавших в 1910 году творческое объединение: “Бубновый валет”, связано…” (http://artpoisk.info/article/hudozhestvennyy_put_aristarha_lentulova/).

    Тут мне понадобилось освежить в памяти, что такое “Бубновый валет” (1911 – 1917). В частности, не писал ли я о нём. (Я настолько много пишу, что про большую часть написанного не помню. Я каждый раз для локальной цели получаю самообразование. И оно в памяти не задерживается, если не часто применяется. “Бубновый валет” не часто был мне нужен – вот я про него и забыл.) Оказалось – писал (тут). И получалось парадоксальное. Что нарочитой грубостью письма они выражали… идеал нирваны. Такого, скажем её подвида, как то, что получается введением себя в транс, что ли, от цепкого сосредоточения внимания на чём-то (как это ни трудно, ибо жизнь-то – отвлекать норовит). Вот это отвлечение нарисовано c грубостью, всяким балаганным, площадным. И оно доведено до пародии. Следовательно, отрицается. Так какой результат столкновения таких противоречий? – Загипнотизированность некая.

    Имеем дело не с образом (иносказанием), а с результатом противочувствий (третьесказанием, скажем так).

    Но в той картине, что я разбирал, был и образ – гипнотизирующий взгляд двух мужчин, смотрящих на зрителя.

    А в той картине Лентулова, разбирать которую я готовлюсь, образ той же нирваны иной – бледнопись.

    Лентулов. Портрет молодого человека в панаме. 1910.

    Художник устал от действительности, от суеты, от этого столкновения разных глаз, грубых мазков с заглаженными, света и тени, горячего и холодного тонов, тщательного и обобщённого письма. "…полотно построено на резких контрастах, на обособленности цвета в тени и на свету, на противопоставлении горячих и холодных цветов” (http://artpoisk.info/article/hudozhestvennyy_put_aristarha_lentulova/).

    А автор статьи, не замечая бледнописи и вообще большой странности изображения, пишет:

    "…любовь к звучной, яркой и напряженной живописи” (Там же).

    Будто тот оптимист.

    Ну откуда звучная, когда бледно так?!.

    Напряжённая – да. Но раз так всё погашено бледностью, то напряжённость негативна, а не позитивна. Сине-красное лицо ж ужасно. А эти корявые пальцы…

    Кстати, бледнопись – не обязательна. Можно ведь некое исчезновение из жизни (с её контрастами) как цель выразить и не бледно.

    Лентулов. Автопортрет. 1910.

    Ещё немного и надо было б на таком фоне человека разыскивать, как в ребусе.

    Понятно, что Лентулов не прошёл мимо кубизма, который тоже был индивидуалистски крайне недоволен действительностью, той же наукой, например, с её идеализациями, упрощениями до геометрических фигур, не существующих в жизни (вы ровную прямую видели? или треугольник? – их нет!).

    Лентулов. Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года. 1915.

    Вообще-то было столетие с той войны. Но патриотизмом тут не веет. Не может быть сильных чувств в идеале у пробуддиста. А тут – опять война… Век прогресса… Науки. А всё – плохо. Бежать бы ото всего.

    Подтверждение:

    Лентулов. Звон (Колокольня Ивана Великого). 1915.

    Ну? Не издевательство? Русские любят пестроту…

    "100 лет назад, 26‒29 мая (8‒11 июня) 1915 года, по Москве прокатилась волна антинемецких погромов. В этих беспорядках, вызванных поражениями Русской армии, ростом германофобии и раздуванием шпиономании в обществе, приняло участие до 100 тысяч человек, которые за четыре дня разгромили 475 торговых заведений, 207 квартир и домов. Пострадавшими в этом “патриотическом” бесчинстве были признаны 113 германских и австрийских подданных, а также 489 русских подданных, носивших немецкие или похожие на немецкие фамилии. Убито было 5 человек немецкого происхождения, из которых четверо было женщинами; многие были избиты, понесли потери и погромщики. Нанесенный погромами ущерб был оценен в огромную сумму ‒ 50 миллионов рублей...” (http://ruskline.ru/history/2015/06/10/patrioticheskoe_beschinstvo).

    Колокола при этом, конечно, не звонили. Нет. Они звонили позже:

    "В августе 1915 г. в Москве был произведён Красный звон…

    Красный звон - звон колоколов, возвещающий о победе.

    В августе 1915 года красный звон мог звучать:

    В честь защитников крепости Осовец: после газовой атаки противника, полуотравленные российские солдаты отбили штурм 3-х немецких полков. С 1939 года за защитниками крепости закрепляется термин "атака мертвецов". В 1915 году их имена известны были по всей России.

    В честь назначения главнокомандующим императора Николая Второго?

    В честь праздника трезвости 29 августа? Колокольный звон в Москве в тот день длился до шести часов вечера” (https://otvet.mail.ru/question/166892889).

    Если через наоборот (а корёжащее изображение требует), то Лентулову тишина люба. Нирвана.

    Это совсем не авангардизм, не экспрессионизм. Тот образно кричал душераздирающе, что нет Бога (коллективист не в силах это перенести). Фашисты не зря их во враги записали. А я их, большинство, за грань искусства вывожу, потому что искусство – условность, а пришедшие на выставку не ожидают издевательства над собой. Издевательство – не условность. Как примиряюще писал Волошин о первой выставке "Бубнового валета": "Человеческий глаз — самое консервативное и нетерпимое из всех существ, населяющих человеческое тело” (Викитека). Привыкнете, мол, успокоитесь.

    Но мне примирить хочется по другой причине. Это не образные, а сложнее устроенные произведения. Из противоречий. Надо не привыкнуть (к необычным образам), а научиться третьесказанию.

    Я одного не понимаю. Как можно было пробуддисту принять участие в организации культуры после революции.

    "По поручению Наркомпрос Аристарх Лентулов организовывает художественное училище. Одновременно с этим Лентулов начинает оформлять сценические площадки, а затем переходит в театр. Создавая декорации к спектаклям, художник продолжает продвигать свои принципы” (http://anysite.ru/publication/aristarh).

    Ведь пробуддизм мироощущение индивидуалистское и пассивное, а революция – ипостась коллективистская и активная. Правда, и до революции Лентулов тяготел к распространению своего мироотношения и создал “Бубновый валет”. – Может, это какой-то особый пробуддизм? Или же… он его не осознавал!?.

    А что… Я знал одного, выросшего аутистом (а чем это не пробуддизм). Его, маленького, затаскивали против воли к девочке-соседке. И он внешне соглашался играть вместе. Но было видно, что больше всего он хочет удрать домой. Его, правда, затаскивала мама. Но можно представить и, что он-один гонит себя-два, и тот подчиняется. Раздвоение такое. Вот я молодой… Я был не против соблазнить девушку. Но, чтоб это была исключительно моя заслуга. А не чтоб та была шлюхой. Или не чтоб мне на неё указали, как на б…ь. Но, вспоминаю случай, когда я познакомился с одной на танцах. А та была с подругой. А я был с сослуживцем. Командировка. И мы пошли их провожать. И на завтра договорились встретиться у них уже с выпивкой и с привлечением ещё одного нашего и ещё одной их подруги, не присутствующих. И ситуация стала мною не управляемой. И назавтра встретились. И я, будучи немного не в себе от такого поворота дел, был возбуждён через меру. И всё-таки улучшил минутку и удрал от них. Но был же момент, что я и пошёл, и духарился…

    Революция и какое-то участие на её стороне, может, подействовали на Лентулова отрезвляюще, как на меня та вечеринка на шестерых с непредсказуемыми последствиями. И… он ударил по тормозам. Чтоб оставаться собою.

    Лентулов. Улица в Сергиевом Посаде. 1922.

    Лентулов. Закат на Волге. 1928.

    Лентулов. Солнце над крышами. Закат. 1928.

    Грубо: мазки, цвета... Да. Но. Как запредельное возбуждение, втайне готовое скакнуть в апатию.

    16 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340906  2018-10-10 12:40:51
Sweetheart
-

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение . . .

03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)? Мне, видите ли, хочется . . .

30.09.2018
11:29

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

    Какой-то юбилей (или не знаю, что) Татьяны Дорониной. Смотрю какую-то о ней передачу по ТВ. И поражаюсь. Насколько никто не может высветить, чем её игра отличалась от . . .

29.09.2018
12:36

Не можешь - садись в лужу!

    Я раздираем надвое: думаю, что о любом произведении искусства или околоискусства могу сказать что-то дельное (раз сотни статей написал), и что я только то и могу, . . .

28.09.2018
11:19

Что меня гложет?

    Толковать живопись я начал стихийно, со спора с одним однокурсником, считавшимся знатоком живописи (мы же на инженеров учились) и имевшим у себя, хоть он жил в . . .

27.09.2018
15:47

Стоит ли иное у Сорокина читать.

    Я считаю субъектную организацию важнейшим критерием авторского намерения. О. Меерсон Начну издалека и признаюсь, что я уже проверил ту мысль, которая у меня . . .

24.09.2018
12:08

Накрутил себя.

    Александров, помню, его фамилия. Председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных… Я пришёл на заседание этой комиссии рановато. Он пришёл ещё . . .

23.09.2018
09:36

Есть шанс...

    Есть шанс как-то доказать, что у Эдуарда Мане идеал абы какой жизни (то есть – импрессионистский) был подсознателен. Мане. Гражданская война. 1871. Самым чётким . . .

21.09.2018
18:28

Над чем смеётся Рубин.

    Вначале я предложу читателю посмеяться надо мной. Я с произведениями искусства похож на кота из известной басни. Во всеоружьи юный кот На первую охоту вышел И . . .

19.09.2018
22:50

Николай Чоччасов

    Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства . . .

16.09.2018
14:11

Исписался.

    "В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Ильи и Эмили Кабаковых “В будущее возьмут не всех”. Это итог работы за 6 десятилетий. И впервые . . .

15.09.2018
15:36

Наобум лазаря.

    Как я ни уверен в себе (из-за многочисленных совпадений моих мыслей с, в общем, общепринятыми), но меня угнетает непризнание больших авторитетов, и я в себе . . .

12.09.2018
10:23

Насколько чуток Владимир Крылов?

    Недавно (см. тут) я познакомился с репродукциями картин Владимира Крылова и (см. тут) поспорил с ним о Малевиче в связи с его, Крылова, видео https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg . . .

11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100