Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.08.2018 |
|
|||||||
25.08.2018 |
|
|||||||
22.08.2018 |
|
|||||||
16.08.2018 |
|
|||||||
14.08.2018 |
|
|||||||
11.08.2018 |
Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.
|
|||||||
11.08.2018 |
Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?
|
|||||||
05.08.2018 |
|
|||||||
04.08.2018 |
|
|||||||
03.08.2018 |
|
|||||||
01.08.2018 |
|
|||||||
31.07.2018 |
Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?
|
|||||||
29.07.2018 |
|
|||||||
28.07.2018 |
|
|||||||
26.07.2018 |
|
|||||||
24.07.2018 |
|
|||||||
17.07.2018 |
Правда и вымысел.
Недавно меня занесло, и я соврал к слову. Мол, до сих пор помню радость от – не знаю теперь, как сказать – общения с одною… И девушкой что-то не поворачивается рука написать. Она меня старше была намного, просто я был очень молодой. Оно так у меня само собой написалось и так было к месту, что я не стал исправлять. А теперь читаю у Вейдле: "…правдиво рассказать можно лишь о том, что не просто “было”” (Умирание искусства. https://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/73253-umiranie-iskusstva/). Огорчение с нею у меня запомнилось гораздо больше, чем заявленная радость. Меня от водки развезло (я не умею пить). Меня стошнило. Помнится, прямо за столом. И она меня держала за лоб, пока рвал в таз, оказавшийся поблизости. И потом убирала и меня утирала. Если не ошибаюсь, это от неё у меня носовой платок сохранился до сих пор. А намечалось – так я ожидал – что она мне отдастся. И какое же отдастся, когда я такой хиляк… А всё-таки от её боксёра-ухажёра удирание с нею с танцев было, наверно, захватывающим дух. И тем большим – что я не отступился, когда она меня предупредила, что у неё тут где-то ухажёр – боксёр… И я её всё приглашал и приглашал… И в подсознании (моём любимом) эта безоглядность, наверно, застряла и потому прорвалась вдруг в виде вымысла о радости, какую я помню, мол, до сих пор. Вейдле пишет, что поэту надо отказаться от себя. Выходит, что я и отказался. От сознающего, помнящего себя. Ради забытого себя, в подсознании лишь остававшегося. (Опять моё любимое подсознание!) Да, да. Верно. Большая радость раскованности. Я был не я на тех танцах. Обычно я трус и расчётлив. А тут… Безумству храбрых поём мы славу!.. Та женщина была первая в жизни, кого я провожал с танцев. (Я еле умел танцевать и на танцы дома не ходил. Тут же дело было не дома, а на практике. И вне дома у меня с женщинами ничего не бывало.) А первую (за год до того, тоже на практике) я с танцев не провожал. Она жила в том же общежитии, что и я. И танцевали мы на асфальте перед входом в это общежитие под радиолу на подоконнике. И отбивать её ни от кого мне не надо было. На неё никто не посягал, хоть она, помнится, была красивая. Всё шло само собой. И – никакой особой радости. Потому что никакого превращения в не себя, в бездумного храбреца, не было. Я всё это пишу в порядке вникания в понятие “вымысел как искусство”. Статью, в которой я приврал, можно считать промежутком между наукой об искусстве и искусством. А раз промежуток, то и туда мыслимо проникновение штрихов искусства – искусства вымысла, так называемого Вейдле. "…лишь мифотворящий вымысел сливает познание и творчество в одно, умеет проникнуть в тайну личности и передать целостный образ человека”. “Живые люди, созданные романистом или драматургом, именно потому и живы, что не вполне от него зависят, не до конца ему подчинены” (Там же). Меня пишущего обо мне когдатошнем несло. Я пишущий был не вполне волен. Распоряжалось мною пишущим подсознание, мне пишущему не данное в сознании. А вот (я пишу и читаю одновременно) и Вейдле говорит об этом прямо: "Характеры… построены иррационально — как бы самой жизнью, рождены в глубине подсознания или сверхсознания” (Там же).
И вот этот Вейдле пишет, что живых людей нет уже давно в литературе. От, в частности, подражания науке – типами. "…роман, в котором они преобладают, превращается все же в социологический трактат, как это уже случилось с романами Золя и как это снова становится чуть ли не правилом в американской, советской и отчасти немецкой литературе” (Там же). Например, Зощенко презирает мещан, против которых – на словах – и советская власть. За их низменность презирает власть. А на самом деле она – за них. Перерождается тихо. Что Зощенко тоже бесит. Как выразить общее “фэ”? – Плохим владением русским языком низменным героем, думающим, что он прогрессивный. "— Вот,— сказал,— желаю поагитировать. Как я есть приехадши из города, так нельзя ли собрание собрать?” (“Агитатор”. 1923.) Типы "…показывают нам автоматических действующих лиц, не оказывающих никакого сопротивления авторскому щелчку, посылающему их направо или налево” (Там же). А в чём дело? "ОДВФ) — первая в СССР массовая добровольная общественная организация по содействию развитию Воздушного флота. Основано в марте 1923 в Москве. В Совет ОДВФ вошли видные государственные деятели, учёные: В. А. Антонов-Овсеенко, Ф. Э. Дзержинский, Л. Б. Красин, А. В. Луначарский, М. В. Фрунзе, С. А. Чаплыгин и другие. В Совете работали агитационно-пропагандистская, техническая, научно-теоретическая, промышленно-хозяйственная, спортивная и финансовая секции. В РСФСР, на Украине, в Белоруссии и Закавказье были организованы республиканские общества. К концу 1923 ОДВФ насчитывало 580 тысяч членов” (Академик). Полмиллиона меньше, чем за год! Кампания. И если ты, Зощенко, зол почему-то на власть, то… нате вам "автоматических действующих лиц”. – Провалил (рассказами про аварии) доморощенный агитатор-авиатор, "Сторож авиационной школы Григорий Косоносов”, поручение поагитировать в отпуске в своей деревне, чтоб мужики скинулись на аэроплан. Вот только не ясно, над в моде состоящей типизацией тоже посмеялся автор или нет. Страна-то была в самом деле культурно отсталая. Так тип был составлен с помощью исключительно сознания. Подсознательным идеалом и не пахнет. Значит рассказ Зощенко что? – Правильно. Не художественен. Хоть в нём и есть скрытый смысл. "…отличное средство для распознавания плохой литературы. Та литература именно и плоха, где автор всего лишь осуществляет в вымысле то, что в жизни ему не дано осуществить, и тем же самым позволяет заняться своему читателю; так построены бульварные романы, пользующиеся успехом фильмы…” (Вейдле). То есть компенсаторная функция искусства вместо испытательной, только ему и присущей. Можно рассудить, читая Вейдле, что из-за научно-технической отсталости и непросвещённости народа в XIX веке, в России – по сравнению с Западом (Золя испортила физиология, Драйзера, Томаса Манна, Музиля, дю Гара и Жюля Ромэна – социология, Пруста и Джойса, Андрэ Жида и Мориака – психология, О'Ниля – психоанализ и т.д. и т.п.) – в России задержалось то, что Вейдле называет искусством вымысла. А в ХХ веке Россия стала быстро по умиранию искусства Запад догонять. Но, возможно, влияло и то, что в XIX веке начался выход масс на арену истории. В России тоже – с запозданием. А массы не так тонки в восприятии искусства. И их надо ж как-то занимать… Тогда адептам коммунизма (а тот неминуем, вон, в Швейцарии уже был референдум о гарантированном доходе, чтоб люди выбирали работу по душе; так швейцарцы пока, достойные представители эпохи Потребления, сказали: “нет”; но если все поймут, что человечество погибнет от перепроизводства и перепотребления, а роботы и искусственный интеллект оттеснит массы от трудовой занятости вообще, то…), - тогда адептам коммунизма придётся крепко поработать над эстетическим воспитанием масс, ибо чем останется тогда жить? – Только искусством (творцом или сотворцом). Может, надо уже начинать перевоспитание? 11 июня 2018 г.
|
|||||||
14.07.2018 |
|
|||||||
09.07.2018 |
Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.
|
|||||||
01.07.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"